МОСКВА — В среду суд на Украине отклонил запрос об экстрадиции американца, воевавшего в составе украинских праворадикальных вооруженных отрядов, чем нанес удар по правоохранительным органам США, пытающимся пресечь поездки американцев на Украину для получения там боевого опыта в составе ультраправых боевых формирований.
Американцу Крейгу Лэнгу (Craig Lang), ветерану армии и уроженцу Северной Каролины, в США было предъявлено обвинение в двойном убийстве, совершенном во Флориде. Однако его дело привлекло внимание к опасности, связанной с тем, что американцы воюют за крайне правые группировки на Украине и в других горячих точках мира.
«Точно так же, как мы не хотим, чтобы они служили в американских вооруженных силах, мы не хотим, чтобы они учились воевать и убивать, — заявила в телефонном интервью Хайди Байрих (Heidi Beirich), руководитель организации Глобальный проект против ненависти и экстремизма (Global Project Against Hate and Extremism). — У нас достаточно насилия по соседству, и есть о чем беспокоиться».
Власти США дали понять, что намерены сосредоточить внимание на украинских военизированных формированиях как на одном из мировых центров деятельности правых экстремистов, и в этом году этот вопрос стал одним из главных в повестке дня после того, как крайне правые группировки продемонстрировали свою способность к насилию в ходе беспорядков в Капитолии.
Но совсем по-другому обстоит дело на Украине, где боевые формирования правого толка воюют на стороне правительства в войне с поддерживаемыми Россией сепаратистами, в ходе которой погибло более 13 тысяч человек.
Любое заявление о том, что эти группы являются экстремистскими, может сыграть на руку российским пропагандистам, которые пытаются классифицировать эту войну как борьбу русскоязычного населения, сопротивляющегося «неофашистскому» правительству в Киеве. На самом же деле крайне правые партии получают на украинских выборах лишь крошечную долю голосов.
Апелляционный суд в столице Украины Киеве во многом согласился с адвокатами Крейга Лэнга в том, что, несмотря на обвинение в убийстве, он подвергся судебному преследованию в США за свое участие в боевых действиях на Украине в соответствии с Законом о нейтралитете, редко используемым законом против участия в войнах за рубежом. Суд постановил, что поэтому он имеет право на судебное разбирательство в качестве лица, ищущего убежища.
«Никакой дискриминации в отношении группы людей по признаку расы, религии, политических или идеологических взглядов быть не должно», — заявил в интервью адвокат Лэнга Дмитрий Моргун.
Не факт, что в результате этого решения, прекращающего процесс экстрадиции, Лэнг оказывается вне сферы действия американского законодательства, заявили его адвокаты, отметив, что его могут депортировать в США, если его ходатайство о предоставлении убежища не будет удовлетворено. Прокуратура США по Среднему округу Флориды, которая обвиняет его в двойном убийстве, на просьбу прокомментировать ситуацию пока не ответила.
30-летний Крейг Лэнг заявил в интервью в киевской конторе своего адвоката, что не является сторонником крайне правых взглядов. По его словам, его уволили из армии США за самовольную отлучку. Он сказал, что перебивался случайными заработками, поэтому решил поехать на Украину, чтобы помочь другу в деле, которое его вдохновило.
По данным прокуратуры округа Канзас, когда он воевал на Украине в отряде «Правого сектора», он инструктировал Джаррета Смита (Jarrett Smith) по вопросам участия в боевых действиях на Украине в составе ультраправых вооруженных группировок. Кроме того, Джаррет Смит, также служивший в армии США, впоследствии признал себя виновным в преступлении, связанном с распространением в соцсетях информации об изготовлении взрывных устройств и напалма.
В федеральной прокуратуре Канзаса заявили, что Джаррет Смит распространял на сайте социальной сети «Телеграм» информацию о бомбах и изготовлении напалма в домашних условиях, обсуждая планы убить политика-демократа и взорвать главный офис медиакомпании. В обвинительном заключении эта медиакомпания указана не была, но, как сообщила «Си-эн-эн» (CNN), речь шла о ней.
Согласно судебным материалам, находящимся в Канзасе, в 2016 году Лэнг писал Смиту: «Тебя также могут попросить убить некоторых людей, которые попадают в немилость и перестают пользоваться симпатией определенных группировок», рассказывая, что может подразумевать служба в украинских военизированных формированиях правого толка.
Затем, вернувшись в США в 2018 году, Крейг Лэнг и еще один американец-ветеран войны на Украине, Алекс Цвифельхофер (Alex J. Zwiefelhofer) из штата Висконсин, по материалам федеральной прокуратуры Флориды, ограбили и убили супружескую пару, чтобы собрать деньги на поездку в Южную Америку. Там они рассчитывали вступить в военизированную группировку правых, воюющую против правительства Венесуэлы.
Алекса Цвифельхофера арестовали, а Крейг Лэнг вернулся на Украину. В 2019 году обоих обвинили в двойном убийстве и в нарушении Закона о нейтралитете за то, что они собирались воевать в качестве наемников в Венесуэле. Ланг в интервью заявил, что в этих преступлениях невиновен. И Цвифельхофер не признал себя виновным.
Юристы-эксперты по преступлениям на почве ненависти уже давно поднимают тревогу по поводу международных связей с военной подготовкой крайне правых за рубежом.
Данные о числе американцев, которые воевали и воюют на стороне правительства в войне на Украине, варьируются от 20 человек, о которых, сообщает Центр Суфана, независимая организация, занимающаяся исследованием экстремизма, до 100 с лишним человек, о которых говорят добровольцы. Многие из них по-прежнему находятся на Украине. У Крейга Лэнга есть невеста-украинка и ребенок.
Судебные разбирательства на Украине пролили свет на еще одно малоизвестное направление деятельности американских правоохранительных органов, связанное с Украиной: адвокаты Крейга Лэнга представили письменные показания американских ветеранов боевых действий на Украине о том, что после их возвращения в США их допрашивали сотрудники ФБР.
«Мне действительно грустно чувствовать, словно мы я и другие стали врагами правительства из-за того, что просто хотели помочь другу», — написал в одном из документов один американский ветеран, имя которого адвокаты скрыли.
Адвокаты приводили такие примеры, как обыски, аннулирование паспорта и просьбы ФБР помочь австрийским властям допросить американского ветерана.
Когда Крейг Лэнг давал интервью в конторе своего адвоката и отрицал, что придерживается крайне правых взглядов, он заявил, что, несмотря на это, сегодня в США он может стать объектом преследования по подозрению в этом.
«Я не нацист», — сказал он.