С расширением использования цифровых технологий все осознают две большие опасности, поджидающие прежде всего детей и молодежь: это киберзапугивание и беспрепятственный доступ к вредоносному контенту. Хотя возможность использования цифровых инструментов и интернета у детей и подростков регулярно год от года росла и в период до пандемии, с covid-19 жизнь с компьютерами и телефонами стала для них нормой. Эти устройства все время рядом с нами и уже практически стали частью нашего тела.
Неправительственные организации и общественные институты ведут работу над устранением такого рода рисков как для детей, так и для взрослых и над тем, что нужно делать в случае их возникновения. Несомненно, когда дети и молодые люди сталкиваются с такими проблемами, основная задача ложится на старших членов их семей, учителей и людей, которые пользуются их уважением и доверием. Ребенок или подросток, ставший жертвой киберзапугивания любого рода, должен знать, какие шаги ему нужно предпринять для того, чтобы справиться с этой проблемой с минимальным ущербом, и надлежащим образом сообщить об этом людям, которым он доверяет, или регулирующим органам.
Киперзапугивание в простейшей форме можно определить как использование любой цифровой платформы для предоставления ложной или искаженной информации о физических лицах, отправки оскорбительных для адресата или угрожающих сообщений, обмена контентом, который может причинить человеку вред путем выдачи себя за него. Хотя в Турции нет определения и закона непосредственно в отношении киберзапугивания, некоторые преступления, зафиксированные в Уголовном кодексе Турции, подпадают под эти действия. Совершение в цифровом пространстве таких преступлений, как дискриминация, угроза, преследование, доведение до самоубийства, нарушение тайны переписки, может причинить жертве не меньший, а, может быть, даже больший вред, чем издевательства в физическом мире.
Поскольку жертвы киберзапугивания могут получить физические, эмоциональные и психологические травмы, важно, чтобы прежде всего взрослые вели познавательно-просветительскую работу со своими детьми и их окружением о потенциальных рисках киберзапугивания. Достаточно подробную информацию о том, какие типы поведения можно рассматривать как киберзапугивание и как действовать в этой ситуации, можно получить на сайтах UNICEF и «İnternet Yardım».
Еще одна проблема, с которой дети и подростки имеют дело в цифровом пространстве, — это риск столкнуться с вредоносным контентом или легко получить доступ к нему. Причинить вред могут разные виды контента, содержащего запрещенные темы или ограниченного к публикации на законодательном уровне, такие как порнография, употребление наркотиков, элементы насилия. Хотя ущерб, наносимый пользователю таким контентом, не всегда может быть сразу виден, его последствия в той или иной форме могут наблюдаться на определенном этапе жизни.
Несмотря на то что существуют контент-фильтры и блокировки, которыми взрослые, родители могут защитить детей и молодежь от вредоносного контента, такого рода меры, хотя и полезны, не могут полностью устранить риски.
Здесь следует в очередной раз вспомнить, насколько важна цифровая и медийная грамотность. Причем не только детей и молодежи, но и пользователей всех возрастных групп в этой экосистеме. Пока люди в принципе не узнают, что хорошо или плохо, что вредно или нет, они не смогут защитить ни себя, ни свое окружение от рисков, которые присутствуют даже в социальной рекламе или новостях.
Пока не будет разработана и реализована программа развития цифровой и медийной грамотности, которая охватит все общество, такие проблемы, как киберзапугивание, кража информации о кредитных картах, видеоматериалы, содержащие насилие, будут сохраняться.
Хотя думать о создании технологий для полета в космос неплохо, все-таки более приоритетной задачей должно стать предоставление необходимой поддержки для устранения рисков, с которыми налогоплательщики сталкиваются на земле.