Голубая галочка «Спутника V» — это предостережение для фармацевтической промышленности? Российская вакцина от коронавируса получила на прошлой неделе подтвержденный статус в «Твиттере», упрочив свою волну твитов, ретвитов и заявлений в американском стиле.
Но что это — яркий пример фармацевтического лоббирования или поучительный рассказ о дезинформации?
При том, что спокойный тон профиля может многому научить другие фармацевтические компании, пиар-кампания «Спутника V» замешана в недавно разоблаченной российской кампании дезинформации, призванной подогреть продажи вакцин.
Как сообщает «Уолл-стрит джорнэл», сотрудники американских спецслужб отслеживают попытки российских коллег подорвать доверие к «Пфайзер» и другим западным вакцинам. Чиновники Госдепартамента определили ряд онлайн-изданий, которые «служили прикрытием для российской разведки».
Действительно, некоторые американские специалисты по сетевому маркетингу уже предостерегали насчет убедительно дружелюбного профиля «Спутника V» в «Твиттере».
«Этот профиль в „Твиттере" — российская пропаганда в попытке как-то узаконить вакцину, в которой Европа серьезно сомневается, поскольку они не видели данных, подтверждающих ее безопасность или эффективность, — заявил в электронном письме глава отдела инноваций и СМИ в компании Intouch Solutions Джастин Чейс (Justin Chase). — Россия воспользовалась уроками соцсетей от Трампа, который, в свою очередь, во многом действовал по российской методичке насчет социальных сетей».
Хотя профиль «Спутника V» в «Твиттере» сам по себе легитимен, в статье «Уолл-стрит джорнэл» отмечается, что по мере расширения дезинформационной кампании российские государственные СМИ и профили в социальных сетях все активнее продвигают свою вакцину. В статье утверждается, что кампания по дезинформации ставит вопросы к вакцине «Пфайзер», чтобы посеять сомнения у потребителей.
Цель обеих российских кампаний одна: всецело способствовать внедрению «Спутника V», чтобы захватить долю рынка вакцин от коронавируса. Кремлевские чиновники опровергли обвинения «Уолл-стрит джорнэл».
Управляющий директор W2O Group по активации социальных сетей и влиянию Мисси Вороняк (Missy Voronyak) объяснила, что голубая галочка — не просто подтверждение. Такие профили обычно считаются официальными и даже влиятельными источниками.
«Но если они распространяют дезинформацию — или умалчивают часть данных, — это может сбивать с толку, — сообщила Вороняк по электронной почте. — Голубая галочка подтверждает, что автор — действительно тот, за кого себя выдает. Но это вовсе не значит, что все, что он говорит, верно».
Вышеупомянутый профиль, похоже, нацелен главным образом на Европу, поскольку ее надзорные органы относятся к данным «Спутника V» скептически. В воскресенье высокопоставленный чиновник Европейского агентства по лекарственным средствам подтвердил, что процедура постепенной экспертизы российской вакцины началась, но вновь отметил, что для этой работы необходимы дополнительные документы и данные, и «настоятельно» посоветовал ЕС воздержаться от разрешения на ее использование в чрезвычайных ситуациях.
«Поступающие от российских производителей пакеты данных, разумеется, будут проверены на соответствие европейским стандартам качества, безопасности и эффективности. Когда все будет доказано, вакцина получит разрешение в Европейском союзе», — заявила глава правления Европейского агентства по лекарственным средствам Криста Виртумер (Christa Wirthumer), по сообщению агентства Рейтер (Reuters).
Между тем, как отметил Чейс, профиль «Спутника V» в «Твиттере» уже пожурил чиновников ЕС за медлительность. «Там даже высказали разочарование тем, что Европа никак не начнет переговоры о закупке вакцины», — сказал он.
Управление по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США и Европейское агентство по лекарственным средствам никак не может повлиять на сообщения в профиле вакцины, — поскольку она не одобрена ни там, ни тут (в отличие от профилей в социальных сетях фармацевтических компаний США и ЕС).
Глава отдела маркетинга и коммуникаций компании Intouch Венди Блэкберн (Wendy Blackburn) считает, что настырным подходом и требовательным тоном «Спутник V» может даже навредить своим перспективам в других странах.
«Хотя я не рекомендую фармацевтическим компаниям США перенимать этот подход, во многих случаях они вполне могли бы попытаться стать убедительнее и актуальнее — в рамках рекомендаций Управления по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США», — сказала она.
Директор отдела социальных сетей в CMI Media Group Райан Бурчинов (Ryan Burchinow) назвал использование «Твиттера» в качестве медиа-канала эффективным пиар-ходом производителей «Спутника V», — это не только делает вакцине рекламу, но и позволяет анализировать соцсети, отслеживать живое общение в реальном времени и в перспективе создать контент, который понравится странам, которые его пока не одобрили.
«Главный вывод такой: „Твиттер" — подходящее средство для этого, потому что в целом это открытая платформа для людей, которые ведут такие разговоры, — сказал он. — Из мониторинга социальных сетей мы знаем, что главными темами в „Твиттере" в прошлом году стали коронавирус, а также здоровье и благополучие».