В августе прошлого года Белоруссию захлестнула волна протестов после президентских выборов, победителем которых был объявлен действующий глава государства Александр Лукашенко. Сотни тысяч белоруссов протестовали против фальсификации результатов выборов, но к настоящему времени все это движение практически полностью выдохлось.
«Можно сказать, что первая волна белорусских уличных протестов или же „белорусской революции" подавлена. С другой стороны, протестный настрой, который сделал их возможными, никуда не делся», — прокомментировал передаче «Välisilm» на телеканале ETV политолог Артём Шрайбман.
Основная причина протестов — усталость белоруссов от бесконечного правления Лукашенко. Последний в прошлом году пообещал провести конституционную реформу, а затем организовать новые президентские выборы. Однако сейчас Лукашенко избегает любой конкретики по вопросу о передаче власти.
«Будут у вас другие президенты. Тогда вы, сравнив все, поймете. А сейчас просто наберитесь терпения. Конечно, все мы не будем рядом. Есть такие, которым многое не нравится. Надо потерпеть. Подавляющее большинство хотят жить мирно и спокойно. Социологические исследования показывают, что люди боятся потерять стабильность и порядок в стране», — заявил по этому поводу сам Лукашенко.
Теоретически, референдум о новой конституции должен состояться в конце нынешнего или начале следующего года. О необходимости реформы Лукашенко постоянно напоминают не только у себя в стране, но и в Москве.
«Поскольку это пожелание не какой-то внешней силы, а главного кредитора [Белоруссии], то к нему приходится прислушиваться. Белоруссия нуждается в ежегодной кредитной поддержке, а после закрытия западного кредитного рынка Россия является единственным источником этих денег. Мнение Москвы и большинства белоруссов можно какое-то время игнорировать, но затем деньги начнут подходить к концу», — пояснил Шрайбман.
В самой России волна протестов тоже стихает, как и в Белоруссии. Самый известный российский оппозиционер Алексей Навальный превратился в самого знаменитого российского заключенного.
«Алексей Навальный в тюрьме по одной причине — Путин приказал убить его „Новичком". Навальный остался жив, расследовал свое отравление и коррупцию Путина, и вернулся назад в Россию. Это привело Путина в бешенство, и, отрицая все юридические нормы, он отправил Алексея гнить в тюрьме», — прокомментировал соратник Навального Леонид Волков.
У тюремного заключения Навального есть и практическая причина. На выборах в Московскую городскую думу 2019 года Навальный предложил своим сторонникам стратегию «умного голосования», то есть поддержки любого кандидата с наибольшими шансами победить кандидата от «Единой России». В результате представительство «Единой России» в Московской городской думе сократилось наполовину.
В сентябре этого года в России пройдут выборы в Государственную Думу, и на этот раз у Навального уже не будет возможности призвать людей к «умному голосованию».
«Разумеется, без Навального его сторонникам будет намного сложнее организовать „умное голосование". Это голосование за неидеального кандидата. Поэтому нужно, чтобы меня как избирателя призвал голосовать [за такого кандидата] кто-то, кого я действительно уважаю. Мы знаем, что у Навального есть такой авторитет. Его соратники, при всем моем уважении к ним, не настолько авторитетны», — предположил политолог Аббас Галлямов.
Впрочем, некоторые эксперты не считают, что «умное голосование» станет эффективным оружием по борьбе с единоличной властью «Единой России» в парламенте. «Эта легенда живет только в СМИ, и никакого влияния на выборы тут не будет», — сказал Глеб Кузнецов из Института социальных исследований.
Уличные протесты в связи с арестом Навального оказались довольно слабыми и не помешали властям отправить оппозиционера в колонию. Теперь сторонники Навального планируют большой протестный митинг, который должен состояться, когда по всей России в социальных сетях в нем пообещают принять участие не менее полумиллиона человек.
«Поскольку на улицы не удастся вывести ни 500 тысяч, ни 300 тысяч, ни даже 200 тысяч человек, то смысл всей этой затеи в подогреве чувства, что власть в России слабая, протестная активность существует, и протестующие сметут власть если не сегодня, так завтра», — сказал Кузнецов.
И в России, и в Белоруссии оппозиционные массы остались без лидеров, которые либо сидят в тюрьме, либо находятся в вынужденной эмиграции.
«Оппозиция в Белоруссия сильна ровно настолько, насколько силен протест на улицах. Без митингов на улицах ее политический вес чисто символический. Я не вижу для находящихся сейчас за границей [лидеров оппозиции] иной крупной роли, кроме сохранения белорусской темы на мировой повестке и лоббирования новых санкций. Они в несколько драматической ситуации, потому что не известно, когда и как они снова станут столь же значительными, как полгода назад», — сказал Артем Шрайбман.