На дворе 2018 год. Коронавирусом еще и не пахнет. В лидеры мирового рынка электромобилей вырывается американская Tesla Model 3. Все как всегда: мир к такому привык.
Бросив тоскливый взгляд на успехи крупнейшего экономического соперника в сфере электромобилей и технологий, президент России и бывший кагебешник (простите за банальность) Владимир Владимирович Путин решил, что ему тоже нужен кусок мирового рынка электромобилей. Чтобы показать, что Россия, даже ослабленная западными санкциями, может идти в ногу с США.
Удивляться тут нечему. С первых дней холодной войны в конце 1940-х годов США и Россия строили свои отношения по принципу «что бы вы ни сделали, мы сможем лучше» — даже в самых серьезных вещах вроде ядерной энергетики или наращивания военной мощи в зонах интересов друг у друга.
Да, и в технологиях тоже.
Не верите? Вспомните YotaPhone, новый двухэкранный ответ Кремля «эппловскому» iPhone. Он появился в 2012 году и загнулся несколько лет спустя — сравнительно дорогой, но в целом неудачный.
Завидя успех Tesla Model 3 в 2018 году, российское правительство замахнулось на собственную «Теслу». Для россиян. Российской разработки и сборки.
Для производства российской «Теслы» выбрали всемирно известного производителя оружия — «Калашникова». Да, именно так — тот самый «Калашников», что своим легендарным автоматом АК-47 нанес решающий удар по Вермахту под Сталинградом (так в тексте, на самом деле автомат Калашникова был поставлен на вооружение уже после войны — прим. ред.) и благодаря простоте и надежности стал любимцем повстанцев и любителей огнестрельного оружия во всем мире.
Хотя Калашников по-прежнему производит огнестрел, он делает и высокоточное оружие и военную технику — в том числе боевые модули дистанционного управления, летающие и наземные беспилотники и военных роботов.
Тут вы, наверное, спросите, какое это имеет отношение к Путину и созданию российского аналога «Теслы»?
«Калашников» принадлежит «Ростеху» — государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Короче говоря, «Ростех» помогает компаниям в сфере высоких технологий и оборонной промышленности — которыми и занимается «Калашников».
Презентация готового автомобиля состоялась в августе 2018 года на Международном военном форуме «Армия-2018» в Кубинке. На мероприятии подчеркивался передовой характер российских технологий — как в военной сфере, так и в других.
Однако даже выйдя из прикрытия, автомобиль — теперь с официальным именем Калашников CV-1 — громких отзывов в прессе так и не снискал. Чем подражать пышным, хлестким линиям Tesla Model 3, Калашников двинулся в совершенно противоположном направлении. CV-1 выглядел скорее пережитком холодной войны, чем электромобилем аэродинамической конструкции с прицелом на дальность и эффективность.
«Концепт электрического суперкара» Калашников CV-1 модного голубого цвета казался чуть более агрессивной, электрически-постапокалиптической версией Москвича-412 комби. Этот хэтчбек — производная неуклюжего, немного громоздкого, но по-своему симпатичного семейного автомобиля Москвич 412 — выпускался на заводе в Ижевске с 1967 по 1982 год.
Хотя мнения наблюдателей разделились из-за спорной эстетики времен холодной войны, цифры под капотом CV-1 были не так уж и плохи. Машина оснащалась (предположительно, но к этому мы еще вернемся) огромной батареей на 90 кВтч — вдвое больше, чем у нового Nissan Leaf начального уровня.
«Калашников» утверждал, что благодаря батарее с габаритами 50×50×100 см CV-1 получит целых 680 лошадиных сил. Неслабо, учитывая, что аэродинамика у машины как у кирпича. Еще производитель сулил запас хода в 350 километров и разгон до 100 км/ч примерно за шесть секунд.
Всю свою мощность CV-1 получит от загадочного «революционного инвертора». Если и это недостаточно заинтриговало, то окна CV-1 были затемнены, так что любопытным журналистам не довелось полюбоваться ни интерьером, ни электроникой.
И поэтому все, что известно о CV-1, пока носит в основном теоретический характер. Даже перелопатив Reddit и связавшись с коллегами из России и с самим «Калашниковым», я не смог собрать совершенно никаких сведений об этом таинственном электромобиле, которому предстояло дать бой «Тесле».
Вообще ничего. Ноль. Nichego.
Что бы вы ни думали насчет Калашникова CV-1, очевидны две вещи. Во-первых, полное отсутствие информации о его технических характеристиках (особенно насчет зловеще звучащего «революционного инвертора») подсказывает, что это явный пиар-ход Кремля. Во-вторых, России — если она займется этим всерьез — вполне по силам сделать действительно хороший электромобиль.
И вот почему: это малоизвестный факт, но первый коммерческий электромобиль в стране, «Кукушку», разработал инженер Ипполит Романов еще на рубеже XIX и XX веков в царской России. В советское время с 1918 по 1991 годы автомобильная промышленность СССР тоже экспериментировала с электрической тягой на разных этапах своего развития.
C распадом СССР и особенно в последние годы у автомобилистов в крупных городах России вновь разыгрался аппетит на электромобили.
На фоне роста продаж электромобилей в России появился ряд отечественных производителей. Например, государственная Zetta ценой 6 100 долларов (судя по всему, это самый дешевый электромобиль в мире), и Aviar R67, переработанная Tesla Model S с кузовом из углеродного волокна ручной сборки, вдохновленного ранним Ford Mustang. Как и следовало ожидать, Aviar R67 гораздо дороже Zetta — ни много ни мало 350 622 доллара.
Несмотря на появление в последние годы ряда отечественных производителей небольших партий и эксперимент «Калашникова» с CV-1, история российских электромобилей недавно выдала еще один абсурдный поворот.
В ближайшее десятилетие основной шанс на международное признание российских электромобилей выпал АвтоВАЗу, материнской компании «Лады» и крупнейшего автопроизводителя в стране. Да, это та самая «Лада», над которой смеялся еще твой папа с приятелями. «Слыхали, как называется кабриолет Лада»?… «Мусорный бак». Помните?
Однако эти шутки пора отправить в архив с надписью "больше не смешно", потому что в 2016 году «Рено» инвестировала в АвтоВАЗ 1,33 миллиарда долларов.
Благодаря этому вливанию бывший объект насмешек превратился в дочернюю компанию «Рено». Теперь «Лада» производит суровые, но вполне респектабельные автомобили для местных рынков. В начале 2021 года «Лада» после массовой реструктуризации «Рено» слилась с аналогичной маркой «Дача» (Dacia) — тоже экономичной и безо всяких вывертов.
В рамках масштабной перестройки под броским названием «ренолюция» всем маркам, принадлежащим «Рено», предстоят радикальные перемены вплоть до массовой электрификации по всем направлениям. Компания уже производит самый популярный в Европе электромобиль Renault Zoe и самый дешевый Dacia Spring.
«Ренолюция» подразумевает, что «Дача» — теперь сестринская компания «Лады» — в линейке своих будущих автомобилей перейдет на гибридную технологию Renault E-Tech. Между тем, к 2024 году модельный ряд «Лады» пополнится четырьмя совершенно новыми моделями (включая совершенно новую «Ниву» 4×4!).
На сегодняшний день никаких официальных анонсов электрической «Лады» не поступало. Но ходят слухи, что новая «Нива» получит электрическую трансмиссию в рамках масштабной кампании «Рено» по переходу на электродвигатели. Электрификация плюс иностранный инвестор — вот путь к успеху.
Если взглянуть на общее состояние российской электромобильной промышленности, то да, Калашников CV-1 был скорее хохмой и пиар-ходом от российской государственной пропагандистской машины.
Однако, учитывая мощь «Рено», которая стоит за крупнейшим автопроизводителем в стране, становится ясно, что русские действительно нацелились на глобальный рынок электромобилей. Поскольку на заднем плане постоянно маячат планы «Рено», у них не будет иного выбора, кроме как отнестись к электромобилям серьезно.
Об авторе: После пяти лет безуспешных попыток сделать карьеру политтехнолога в Литве, Джордж снова начала писать об автомобилях в апреле 2020 года. Его интересуют электромобили, машины советской эпохи, автомобили 20-30-летней давности и электрический автоспорт. Хотя он говорит по-русски и официально заявляет, что предпочел бы «Ладу» 2103 Lamborghini Huracán, с Владимиром Путиным он никогда не встречался. Сейчас Джордж живет в сельской местности на севере Англии.
***
Комментарии читателей:
MaximilianMeen
Чтобы вы знали: цифра «47» в АК-47 означает год разработки — 1947. Вермахт из Сталинграда изгнали задолго до того, как АК оказался на вооружении Советской армии.
Saltier
Я то же самое хотел сказать. Сталинградская битва наверняка бы не продлилась пяти месяцев, будь у русских АК-47 против немецких маузеров.
Boberson
— А скорость света — это сколько, папа?
— Скажи что-нибудь не то насчет оружия в интернете, сынок, и увидишь.
Elhigh
Статья, как и сама машина, какая-то бессмысленная. Надо было хотя бы держаться «Рено».
EcoTec Powah
В России не вы ведете электромобиль, а он вас!
Honey Claws
Русский оружейник и Путин собрались набить баки «Тесле» голубым седаном с затемненными стеклами — ну и ну.
Dhj
Революционный инвертор раскрывает истинную мощь пролетариата.
А трусливые капиталисты из «Теслы» ставят на свои авто контрреволюционные инверторы.
Drg84
Да, это электромобиль. Да, скоро построим, никаких проблем. Так, вы хотите взглянуть на интерьер. Уверены, товарищ журналист? Это вам Россия, и репортеры здесь… как бы это сказать… взаимозаменяемые.
Sjalabais
О, а я помню этот концепт. Круто было. «Иж» и «Москвич» — это легенды, их еще много бегает по дорогам. В ГДР 412-й был чуть ли не единственной машиной, которую можно было купить безо всяких ожиданий. Это все, что надо знать о качестве. Задние рессоры были настолько тугие, что на малейшем препятствии машину просто сбивало.
Ron Calls on his years of experience….and freezes at the controls
Ничего не могу с собой поделать, но считаю, что «Рено» пошло на неоправданный риск. Многие вкладывали в Россию, но взамен не получили ни копейки.
Имейте в виду, это страна только что объявила своего «демократически избранного» президента самым сексуальным мужчиной.
Rockympls
А мне очень понравился дизайн этого якобы автомобиля.
pip bip — choose Corrour
Жаль, что его так и не запустили в серию.