В конце апреля тысячи чикагцев украинского происхождения вздохнули с облегчением: Россия начала отводить 150 000 своих военнослужащих от границ с Украиной. Пока президент Джо Байден и другие западные лидеры не ввели против Москвы новые санкции и не подтвердили свою поддержку, война казалась неизбежной.
В августе этого года украинцы отметят 30-летие своей независимости. Однако суверенитет страны по-прежнему находится в осаде.
Один мой друг, который долго прожил на Украине, однажды сравнил отношения Украиной с Россией с женой, которую избивает муж-алкоголик. После почти 300 лет принудительного брака, — и все это время ее граждане страдали от жестокого обращения, — Украина в 1991 году официально оформила развод. Однако ее бывший муж, болезненный ревнивец, отказывается признать, что она свободна и что ей без него даже лучше.
Президент России Владимир Путин отказывается признать распад Советского Союза. Преисполненный решимости восстановить «славное» советское прошлое, Путин хочет, чтобы его народ считал Иосифа Сталина не развратником и убийцей, повинным в гибели миллионов людей, а образцом для подражания, достойным реабилитации и почитания. (Представьте себе, какая поднялась бы шумиха, если бы канцлер Германии Ангела Меркель попыталась реабилитировать Гитлера или преуменьшить значение Холокоста).
Хотя эффективно управлять территорией в 14 часовых поясов (от Балтики до Владивостока) и без того непросто, Путин одержим захватом непокорных соседей. Даже недавние набеги (Крым и Донбасс) не утолили путинскую жажду имперской экспансии.
Несмотря на его яростный мачизм, у Путина есть все основания для беспокойства. По России и Белоруссии прокатились серьезные протесты против авторитарных правительств. Путина по-прежнему преследует украинская Революция достоинства 2013-2014 годов, когда миллионы украинцев выстояли несколько месяцев жестокого холода, полицейских избиений и снайперских расстрелов, но все-таки свергли пророссийского олигарха и деспота. Их ненасильственное диссидентское движение с 1960-х по 1980-е годы и Оранжевая революция 2004 года могут поспорить с выдающимися достижениями Ганди, Леха Валенсы и Мартина Лютера Кинга-младшего.
В 1994 году Украина первой из ядерных держав демонтировала весь свой арсенал.
Если кто и может быть сторонником ядерного сдерживания, так это Украина. Украинцы пережили три века колониализма, крепостничества, рабского труда и геноцида — сначала при русских царях, а затем при Советах. В своей отмеченной наградами книге «Красный голод» историк Энн Эплбаум (Anne Applebaum) описала, как в 1932-33 годах Сталин систематически отбирал у украинцев зерно и продукты, в результате чего в стране приключился голод (Голодомор). Погибли миллионы.
Путин свою агрессию против Украины пытается оправдать клеветой, навешивая на нее ярлык «фашистского государства». Хотя сам потратил огромные суммы на дестабилизацию Запада, финансируя неофашистские группировки во Франции, Дании, Австрии и других странах.
В отличие от Западной Европы, где правые партии на недавних выборах получили значительную долю голосов (25% во Франции и 17% в Швеции), украинцы отринули экстремизм и нетерпимость. В 2019 году они 73% голосов выбрали Владимира Зеленского — при его еврейском происхождении. Для сравнения, правая партия «Свобода» набрала ничтожные 1,6% голосов. И где же этот «фашизм», о котором говорит Путин?
С 1991 года украинцы сохраняют твердую приверженность этническому и религиозному плюрализму. В отличие от путинской России, где в религиозным ландшафте страны почти безраздельно господствует Русская православная церковь, Украина создала гораздо более здоровую экуменическую среду, где живут и беспрепятственно обращают в свою веру баптисты, мормоны, «Свидетели Иеговы» (организация признана в России экстремистской, — прим. ИноСМИ) и другие религиозные общины. Еврейская община Украины тоже переживает бурное возрождение. А украинские христиане предоставили убежище татарским беженцам, которых Путин изгнал из Крыма.
США должны и впредь поддерживать Украину — не только как страну, пережившую геноцид, но и как стойкого защитника демократии, занявшего почетное место в мировой семье.
Александр Кузьма — директор по развитию Украинского фонда католического образования в Чикаго