Согласно принципу ротации председателя Арктического совета, на торжественной церемонии 12-ой конференции министров иностранных дел Арктического совета была завершена передача полномочий председателя от Исландии к России. Это означает, что в ближайшие два года работа Арктического совета будет осуществляться под руководством России. Вполне возможно, что во время председательства РФ в Арктическом совете регион снова станет центром противостояния между США и Россией.
Москва считает, что руководство делами Арктики является истинным проявлением статуса России как крупной арктической державы. Председательство в Арктическом совете на этот раз — это хорошая возможность для России продемонстрировать свою лидирующую роль, что видно из подробного плана его деятельности. Взяв в качестве примера международную научную деятельность Совета, Россия рассматривает себя как лидера в арктических научных исследованиях и с точки зрения опыта полярных научных экспедиций, конфигурации технического оборудования и численности научно-исследовательских коллективов она обладает преимуществами, не имеющими аналогов в других странах. В организации мероприятий, связанных с деятельностью Арктического совета, Россия в полной мере использовала насущные потребности различных стран в расширении арктических научных исследований, организовала ряд полярных международных экспедиций на платформе российского самоходного ледокола (научно-исследовательское судно) и планирует пригласить к участию специалистов из разных стран.
В то же время Россия включила Международный арктический форум «Арктика — территория диалога» в официальную повестку дня нынешней конференции, чтобы усилить «русскую составляющую» в арктических делах.
Во-вторых, Россия также надеется наладить региональные и международные отношения через платформу Арктического совета. На фоне растущей напряженности между Россией и Западом Москва всегда подчеркивала, что Арктика — это одна из немногих тем, по которым Россия и Соединенные Штаты могут вести эффективный диалог. Став председателем Арктического совета, Россия может не только создать условия для смягчения отношений с западными странами, но и способствовать увеличению количества рычагов воздействия Москвы на переговорах с Вашингтоном. Россия также надеется использовать платформу Арктического совета для расширения диалога между Россией и США.
В-третьих, Россия хочет использовать механизм Арктического совета для усиления собственного развития на Северном полюсе. Сформулированная Россией повестка дня Арктического совета, направлена на поддержание и максимизацию интересов российской Арктики. РФ стремится поддерживать мир, стабильность и взаимовыгодное сотрудничество в Арктике, а также создавать благоприятные внутренние и внешние условия для развития Арктического региона России. Арктический совет в настоящее время является наиболее влиятельным механизмом регионального управления на Северном полюсе, но при этом это не зрелая международная или региональная организация, и она имеет очевидные недостатки с точки зрения управления, силы политической реакции и способности к исполнению. До ухудшения отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса Россия выступала за преобразование Арктического совета из межправительственного дискуссионного форума в официальную международную организацию с четким уставом, организационной системой и правом подписывать обязательные соглашения. Но сейчас эта идея кажется нереалистичной. К счастью, Арктический совет, будучи неформальной организацией, все еще обладает определенной степенью гибкости с точки зрения регионального управления. Многие взаимодействия в рамках Арктического совета несмотря на западные санкции против России не пострадали.
Наконец, Россия планирует использовать «мягкие» меры безопасности для поддержания стабильности и безопасности своей северной границы. В последние годы проблемы милитаризации и обеспечения безопасности в арктическом регионе становятся все более актуальными. В соответствии с действующим регламентом Арктического совета вопросы военного характера и обеспечения безопасности недвусмысленно исключены из повестки дня на обсуждениях. Когда у членов совета возникают разногласия по военным вопросам и вопросам безопасности, они должны прибегать к другим международным и региональным механизмам.
В безвыходной ситуации попытки России возобновить встречи глав генеральных штабов арктических стран, «Круглый стол сил безопасности Арктики» и «Арктический форум береговых охран» под руководством США могут стать вариантами, которые Россия не пожелает рассматривать. Таким образом, Россия еще больше надеется усилить роль Арктического совета как проводника региональной безопасности и постепенно повысить роль Совета за счет «мягких» мер безопасности, таких как безопасность на море, поисково-спасательные операции, защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия и смягчение губительных последствий изменения климата.
Потепление климата укрепило позиции Арктики в глобальной геополитической, экономической и стратегической областях безопасности. Условия же для участия Китая в управлении Арктикой очень сложны. Организационные мероприятия и планы России во время ее председательства в Арктическом совете откроют для Китая новые возможности для участия в управлении регионом Северного полюса.
Во-первых, сотрудничество Китая и России в рамках Арктического совета имеет под собой твердую политическую гарантию. Китай и Россия имеют общие интересы в развитии Северного морского пути и поддержании безопасности и стабильности в этом регионе. Председательство России в Совете создаст положительную силу притяжения для участия Китая в управлении Арктикой.
Во-вторых, проекты сотрудничества в областях, не связанных с политикой, и в сфере безопасности всесторонне освобождают потенциал для дипломатии второго направления. В рамках Арктического совета инициатива России по разработке арктических ресурсов и северных морских путей в будущем еще больше укрепит основу для сотрудничества между соответствующими сторонами на Северном полюсе. Арктические международные научные исследования, экология и защита окружающей среды Северного полюса, реагирование на изменение климата и проекты реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике мобилизуют большое количество неправительственных лиц, таких как ученые, общественные деятели и общественные активисты, для многосторонних обменов. Результаты неправительственных обменов неизбежно превратятся в официальную дипломатическую норму, тем самым способствуя плавному продвижению «дипломатии одного направления».
Наконец, это способствует всестороннему участию Китая в управлении Арктикой и достижению беспроигрышных результатов. Как страна-наблюдатель Арктического совета, КНР является активным участником и сторонником различных мероприятий. Это не только соответствует политической позиции Китая, сформулированной в Белой книге «Арктическая политика КНР», продвигающей всеобъемлющее понимание Арктики, защиту окружающей среды региона и реагирование на изменение климата, рациональное использование и устойчивое освоение арктических ресурсов, а также активное участие в международном сотрудничестве, но также будет способствовать дальнейшей гармонизации китайско-российского арктического сотрудничества и развития.
Лю Фэн (刘锋) — младший научный сотрудник Института национальных и региональных исследований Тяньцзиньского университета иностранных языков;
Лю Жуй (刘瑞) — младший научный сотрудник Национального центра океанографических данных