Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков в минувшую среду в рамках пресс-конференции дал некоторые пояснения относительно предстоящей встречи президентов России и США, Владимира Путина и Джозефа Байдена, в частности, относительно того, предполагается ли подписание какого-либо соглашения по итогам встречи или придут ли стороны к некоторому взаимопониманию, чтобы разрешить накопившиеся глубокие разногласия между странами по разным вопросам двусторонних отношений или мировой политики.
Как передают российские официальные СМИ, Песков, указывая на официальную встречу Путина и Байдена, которая должна состояться 16 июня в швейцарской Женеве, заявил, что Кремль не ждет от этой первой встречи двух президентов немедленного разрешения всех накопившихся между Россией и США противоречий, а также каких-либо серьезных изменений в отношениях стран после переговоров.
Но вместе с тем, добавил представитель президента Российской Федерации, значения этой встречи все же не стоит преуменьшать, хотя разрешение всех проблем в отношениях обеих сверхдержав пока не ожидается.
«Эта первая встреча, скорее всего, не принесет какого-либо серьезного решения проблем, существующих в наших отношениях, однако было бы ошибкой не придавать ей должного значения», в частности, сказал пресс-секретарь президента России.
На то, что предположение официального представителя Кремля, скорее всего, недалеко от истины, указывает ряд серьезных факторов: прежде всего, как заявил Песков, сторонам еще только предстоит окончательно договориться о месте встречи и переговоров президентов обеих стран, хотя ранее уже сообщалось, что переговоры должны пройти в Женеве. Как заявил Песков, полной ясности в этом вопросе пока нет. В то же время нет пока и ясности относительно того, какие именно вопросы стороны хотят обсудить в рамках предстоящей встречи. СМИ, в частности российские, сообщали ранее, что стороны намерены обсудить вопросы стратегической стабильности в мире и тематику контроля над вооружениями.
Помимо предположений Кремля, постпред России при ЕС Владимир Чижов также не считает, что эта встреча двух президентов приведет к каким-то радикальным изменениям в российско-американских отношениях и что от нее, буквально, «не стоит ждать какого-то чуда».
Кроме того, можно вспомнить, что еще совсем недавно никто не ожидал встречи двух президентов в самом ближайшем будущем (президент России, в частности, вовсе не совершал никаких зарубежных визитов с начала пандемии), хотя между сторонами состоялся телефонный разговор, в ходе которого президент США Джо Байден действительно предложил российскому коллеге провести в ближайшее время встречу в очном формате. Президент России ранее больше говорил о склонности провести переговоры по видеосвязи, однако американская сторона оставила тогда данное предложение Владимира Путина без ответа.
В то же время, до самого последнего момента напряженность в отношениях двух стран все продолжала нарастать, в частности, со стороны США звучали все новые и новые обвинения в адрес России, в том числе, относительно попыток вмешательства в проходившие в ноябре прошлого года выборы американского президента, а также относительно якобы совершаемых «при поддержке Москвы» новых хакерских атак на правительственные учреждения США. В связи с данными обвинениями Вашингтона систематически продолжали звучать угрозы о введении новых санкций в отношении России.
В целом, атмосфера вокруг отношений двух стран продолжала оставаться враждебной. Невозможно не вспомнить о прозвучавших почти в то же самое время, в ходе мартовского интервью Джо Байдена телеканалу «ABC News» весьма грубых и оскорбительных высказываниях американского президента в адрес российского коллеги. Президент США тогда публично назвал Путина «убийцей» и заявил, что последнему предстоит «заплатить» за все, якобы предпринятые по его указанию враждебные действия в адрес Соединенных Штатов и их союзников.
И хотя следует действительно признать, что само упомянутое интервью носило явно провокационный характер, когда ведущий очевидно подстрекал президента США к подобным высказываниям, все это, и сама допущенная Байденом недипломатичная лексика в адрес президента России, и отсутствие в дальнейшем извинений или хотя бы каких-то комментариев со стороны Белого дома за эти высказывания, не могут быть быстро забыты Москвой. Стоит вспомнить, что предыдущий президент США Дональд Трамп, при всей его одиозности, никогда не позволял себе подобных заявлений в адрес российского коллеги, хотя отношения между странами продолжали оставаться напряженными.
Все упомянутые обстоятельства не могут не накладывать свой отпечаток на предстоящую встречу в Женеве, а подобная негативная атмосфера за оставшиеся до встречи три недели, безусловно, никуда не исчезнет и не рассеется волшебным образом как дым. После всех обвинений Вашингтона и подобных высказываний у Москвы было несомненное моральное право предпринять какие-то ответные шаги. И такие шаги действительно последовали, когда президент России Владимир Путин особым распоряжением поручил правительству проработать вопрос о составлении списка так называемых «недружественных стран» в отношении России. Понятно, какое государство будет значиться в данном списке первым номером.
Но при всем этом хочется подытожить, что встреча в будущем месяце президентов двух сверхдержав, пускай от нее и не следует ожидать «чуда» или прорыва, действительно принесет некоторую разрядку в международных отношениях. Это именно тот случай, когда для всего остального мира важнее сам факт этой встречи, нежели подписанные по итогам встречи документы, протоколы или совместная пресс-конференция, важна сама картинка, когда президенты обеих сверхдержав все же смогли мирно обсудить какие-то вопросы. Тем более, как уже дали понять обе стороны, пресс-конференция по итогам встречи также вряд ли состоится.