Россия вытесняет Францию из Сахеля? Отчасти так уже обстоят дела в Ливии, где на фоне ослабления французских позиций наемники связанной с Кремлем и ГРУ частной военной компании «Вагнер» стали одной из главных сил наравне с турецкими военными и их сирийскими вспомогательными отрядами. Россияне поддерживают управляющего востоком страны маршала Хафтара, а также контролируют авиабазы в Сирте (юго-восток) и Джуфре (центр). В прошлом месяце Россия направила в Ливию боевую авиацию. В соседнем Чаде повстанцы Фронта перемен и согласия недавно получили помощь от бойцов «Вагнера» в противостоянии с армией.
Некоторым во Франции уже снятся кошмары. Станет ли объявленное Эммануелем Макроном окончание операции «Бархан» в Мали сигналом активизироваться для российских военизированных структур, которые вот уже на протяжении нескольких лет неумолимо расширяют влияние на всем африканском континенте? В Сахеле Россия «стремится утвердиться, пролезть в бреши и дискредитировать нас», — отметила недавно министр обороны Флоранс Парли. В 2019 году в Бамако было подписано оборонное соглашение с Москвой, которое распахнуло двери перед наемниками «Вагнера». После первого государственного переворота в августе 2020 года российский посол стал первым иностранным дипломатом, которого приняла хунта.
Антифранцузские настроения
По мере усиления антифранцузских настроений после восьми лет военного присутствия, которое не позволило восстановить безопасность, российский флаг все чаще вздымается в стране. Более того, некоторые из путчистов получили образование в России или СССР. Возглавивший хунту Ассими Гоита известен связами с Москвой.
Присутствие Кремля ширится также в Центральноафриканской Республике, где Россия буквально свергла Францию с пьедестала доминирующей иностранной державы. За несколько лет ЦАР стала главной опорной точкой России в Африке. «ЦАР стала для россиян эталоном их присутствия в Африке. Они показали, что могут взять под руку ослабленный режим и позволить ему решить проблемы с безопасностью без необходимости считаться с правами человека и западными ценностями. Для властей ЦАР это идеальный договор», — объясняет дипломатический источник. За несколько лет Россия вытеснила бывшую французскую колониальную державу, взяв на себя подготовку армии и президентской гвардии, безопасность государственных ведомств, а также золотых и серебряных месторождений в обмен на часть доходов.
Российские маневры
Россия хочет вернуть влияние, которым обладала в Африке во времена СССР. Переложив операции на наемников «Вагнера», она продвигается вперед под прикрытием и держится ниже радаров международного сообщества. За несколько лет «Вагнер» стал ее швейцарским ножом военного вмешательства за границей. Россия предлагает африканским режимам обширный каталог настраиваемых услуг в соответствии с их потребностями: техническая поддержка, спецназ, военная подготовка, политическая поддержка…
Как бы то ни было, эксперты по региону сомневаются, что у России получится добиться в Сахеле того же, что и в ЦАР. Для обеспечения безопасности в этой огромной зоне требуются ресурсы, которых у наемников попросту нет. «Без смены масштаба России будет трудно удержать регион. Кроме того, нужно три вещи для того, чтобы „Вагнер" смог воспроизвести пример ЦАР: оказавшийся в конце политического цикла режим, развал отношений режима с традиционными партнерами и возможность для заработка на местах. Третий критерий, например, отсутствует в Мали», — подчеркивает дипломатический источник. Таким образом, российские маневры, которые начались с «маленьких зеленых человечков» (среди них были бойцы «Вагнера») на Украине и продолжились в ЦАР и других африканских странах, могут быть перенаправлены на более легкие цели, такие как Камерун или Габон.
Но в некоторых странах Россию могут поджидать неприятные последствия. Заверения в том, что права человека можно игнорировать благодаря покровительству Кремля, не сработали в ЦАР, где некоторые официальные лица были переданы в Международный уголовный суд по обвинению в военных преступлениях и преступлениях против человечности.