Наиболее заметным изменением повестки Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в этом году стало появление тематики ESG и относительное сокращение нефтегазовой тематики.
Большинство корпоративных соглашений во время главного экономического события в России были связаны с инвестициями в соответствии с принципами ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление — Environmental, Social, and Corporate Governance) или, по крайней мере, ссылались на них.
Ксения Юдаева, первый заместитель председателя Банка России, заявила, что стандарт ESG будет интегрирован в ближайшем будущем в стандарты МСФО и для компаний, работающих на международном рынке, будет обязательным.
«Сегодня создается все больше ESG-фондов, влияющих на потоки движения капитала по всему миру», — отметил сопредседатель по России и странам СНГ Goldman Sachs Тимоти Толкинтон на сессии ПМЭФ по ответственному финансированию. В целом, по оценке эксперта, приток в эти фонды за полтора года составил порядка $400 млрд. Более 3 тыс. инвесторов, на которых приходится около $100 трлн располагаемого финансирования, уже придерживаются принципов ответственного инвестирования.
Предыдущие форумы были направлены на определение условий для выхода международного бизнеса на прибыльные российские рынки, в основном в области нефти, газа и прочих природных ресурсов. Другой горячей темой была роль России в обеспечении энергетической безопасности посредством крупных контрактов на поставку нефти и газа в Азию и за ее пределы.
Но последний форум показал, что теперь ESG-тематика стала мейнстримом. Изменения по отношению к ESG также наблюдались на протяжении последних лет.
К примеру, в декабре 2019 года появился всероссийский ESG рейтинг. Такие компании, как «ФосАгро» и «СИБУР» объявили о существенных планах трансформации бизнес-моделей на основе принципов устойчивого развития. Рейтинговое агентство Rating-Agentur Expert RA GmbH впервые присвоило российскому банку ESG-рейтинг на уровне BBB.
Московская биржа в начале 2019 года присоединилась к глобальной инициативе Sustainable Stock Exchanges и одной из первых стала привлекать внимание к проблемам «зеленых» бондов.
Компания Группа «М.Видео — Эльдорадо» на протяжении нескольких лет реализует программу по утилизации старой техники, а в 2019 год присоединилась к Ассоциации «СКО Электроника — Утилизация», в которую входят ведущие мировые производители бытовой техники и электроники, для постоянного приема бывшей в употреблении техники на утилизацию.
«С учетом новых обязательств мы можем опережать Европу — лидера по зеленой повестке», — сообщил советник, специальный представитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев во время ПМЭФ.
«Норникель» и его акционер «Интеррос» не только объявили о готовности выпустить уже в 2021 году первые крупные партии «безуглеродного» никеля на мировой рынок, но и токенизировать этот актив на соинвестируемой швейцарской блокчейн-платформе Atomyze, привлекая в него ESG-инвесторов.
ВТБ, крупный российский банк, еще в марте 2020 года запустивший первые два фонда ответственного инвестирования, анонсировал на ПМЭФ будущую ESG-стратегию, а также активно маркетировал полноцикловые услуги по оценке текущего ESG-профиля компаний-эмитентов.
Для Сбербанка, который является крупнейшем в России, тема ESG была также объявлена основной для ПМЭФ.
Подобное дает надежду на постепенное вхождение России в новую структуру мировой экономики, где компании оцениваются не только по их финансовым показателям, но и по их ответственному отношению к окружающей среде. В то же время Россия только начинает создавать свой инструментарий ESG и все еще отстает от мировых тенденций.
По словам первого вице-президента Газпромбанка Дениса Шулакова, российский рынок имеет отличные перспективы для выпуска зеленых облигаций на фоне дефицита финансовых инструментов на международном рынке в размере $ 8-10 трлн. Но Россия пока не может полноценно участвовать в этом процессе, так как только 4% российских компаний подходят под требования европейского законодательства по привлечению "зеленого" финансирования. Таким образом, в то время как энергетика, похоже, отошла на второй план в переговорах на форуме, Россия развивает «зеленую» повестку, пытаясь вновь выйти на мировой рынок и предложить новые возможности для инвестиций.