С трудом пробираясь через горы мусора, Андрей Бородин, экологический активист Добровольческого корпуса Байкала, доходит до огромной черной лужи — как можно предположить, смолы. Добравшись до неё, он втыкает в неё палку, чтобы проверить глубину стихийного водоема. «Больше полутора метров у берега, уверен, в центре доходит до трёх», — говорит он, не без труда доставая шест из вязкой жидкости.
Несколько лет назад в этом месте, в нескольких десятках километрах от озера Байкал, делали асфальт, чтобы проложить путь к берегу. Как только работы закончились и строения были оставлены, место превратилось в стихийную свалку, где нет никакого регулирования. Множество туристических объектов, расположенных дальше по дороге, привозят сюда свои отходы, не обращаясь в местную службу по вывозу мусора, что было бы существенно более обременительным.
Наследие человечества
Байкал, озеро с основным запасом пресной воды на планете с его 600 километрами длины и практически 80 километрами ширины, провозглашенное в 1996 году природным наследием человечества, в последние десятилетия пережило существенные изменения, которые ставят под угрозу равновесие экосистемы. Местную экосистему называют «Галапагосскими островами России», поскольку здесь обитает 2,6 тысячи видов и подвидов, более половины из которых — эндемики. Раньше на озеро приезжало мало туристов, в основном экскурсанты и любители природы. В последние же годы Байкал стал привлекательным направлением массового туризма, а ежегодное количество временного населения увеличилось в шесть раз. С увеличением числа туристов умножилось количество нелегальных нерегулируемых гостиничных объектов, которые производят тонны необрабатываемого мусора и сливают неочищенные сточные воды в озеро. «Нужно установить пределы; это не подходящее место для массового туризма», — заявляет Бородин.
Как и в прошлом, если вы подойдете к берегу, то вода покажется вам прозрачной и кристально чистой, как мало где в мире, однако по крайней мере в отдельных местах это только видимость. В результате избытка азота и фосфора, спровоцированного сливом сточных вод, существовавшее до нынешнего момента хрупкое равновесие меняется. Появляются «огромные плотные луга нитчатых водорослей, которые относятся к неместной ветви „спирогиры"», — говорится в недавнем отчете, озаглавленном «Байкал в кризисе» и составленной группой экспертов под руководством Евгения Симонова из неправительственной организации «Международная коалиция „Реки без границ"».
«Это разрастание, — как сказано в документе, — мешает сетям рыбаков и подавляет сообщества местных животных и растений». Организация добилась того, чтобы на последней сессии Комитета всемирного наследия, состоявшейся в Фучжоу (Китай), ЮНЕСКО вынесло правительству России строгое предупреждение из-за, среди прочего, «установленного увеличения незаконных построек у озера, в том числе в охраняемых районах», и потребовало «в срочном порядке выступить против этой грозы».
Работа гидроэлектростанций на близлежащих реках также стала причиной для беспокойства организации, возглавляемой Симоновым. «Подчас плотина Иркутской ГЭС, расположенной на реке Ангара, вытекающей из Байкала, искусственным образом поддерживает высокий уровень воды в озере, что вызывает эрозию берега», — объясняет Симонов по whatsapp. Миллионы тонн земли и органического материала оказываются в воде, меняя при этом равновесие питательных веществ в прибрежных зонах. «Такое произошло в прошлом году, в этом году опять произойдет», — предупреждает он.
Вырубка леса компаниями, связанными с Китаем, провоцирует загрязнение и напряженность
Как и в других частях Сибири, на восточном берегу озера Байкал вырубка леса в целях экспорта древесины в Китай провоцирует сильную напряженность среди местного населения. Лариса Зайцева, экологический активист, заявляет, что в большинстве случаев вырубка ведется незаконно и без соответствующих разрешений, вызывая, в свою очередь, загрязнение. После себя они оставляют «на нашей территории опилки и отходы», а «у нас нет денег», чтобы убрать это, жалуется она, показывая видеоролик, демонстрирующий десятки гор деревянных щепок на импровизированной свалке. Кроме того, за границу поставляется только необработанное дерево, а стоимость его обработки в регион вряд ли поступает. С российской стороны «деньги зарабатывают всего несколько человек», — подчеркивает она. Россия возглавляет мировой рейтинг по уничтожению леса, опережая даже Амазонию. Только в 2020 году страна потеряла 5,4 миллиона гектаров леса, что намного больше двух миллионов, зарегистрированных в Амазонии. Кремль, столкнувшись с Западом из-за аннексии Крыма, не кажется особенно готовым выслушивать жалобы населения региона. Вместо этого он укрепляет экономические связи с китайским гигантом — страной, которая в 1998 году ограничила вырубку леса на своей территории, но при этом её индустрия по производству мебели сохраняет ненасытный аппетит в отношении древесины.