За последний год Украина во второй раз столкнулась с дефицитом угля на складах теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей. План наращивания запасов не выполняется. Более того — с каждой неделей объем этого топлива уменьшается.
Результат дефицита — остановка работы пятнадцати энергоблоков. Еще несколько десятков энергоблоков либо на ремонте, либо в аварийном состоянии. Участники рынка озвучивают разные версии, почему так произошло.
Среди очевидных — сокращение производства электроэнергии атомными станциями на фоне высокого потребления из-за теплой погоды. Есть и конспирологическая: низкие запасы угля позволяют отдельным группам удерживать цены на электроэнергию на высоком уровне и торговаться за то, чтобы они такими и оставались.
Почему энергетические компании держат «низкие» склады и что ждет потребителей?
Энергоблоки: не работают два из трех
По данным Национальной ассоциации добывающей промышленности, девяносто процентов потребления угля приходится на энергогенерирующие компании: теплоэлектростанции (ТЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Первые генерируют электроэнергию как основной продукт. Для вторых электроэнергия — побочный продукт, остающийся после нагрева воды для нужд граждан (горячая вода в кранах и отопление).
Энергогенерирующие компании могут также работать на газе, однако этот вид топлива резервный и используется редко из-за его высокой стоимости. Некоторые компании могут работать на мазуте, однако с первого января 2019 года оборот этого топлива с содержанием серы свыше одного процента запрещен.
По данным системного оператора Укрэнерго, на Украине есть пятнадцать ТЭС и три ТЭЦ, в целом — восемьдесят пять энергоблоков. Однако работает только каждый третий из них.
Двенадцатого августа двенадцать энергоблоков были законсервированы, девять энергоблоков находились на капитальном ремонте, семь — на аварийном ремонте, пять — в резерве, пять — на среднем, текущем или оперативном ремонтах. Больше всего энергоблоков — шестнадцать — простаивают из-за отсутствия угля.
На Киевской ТЭЦ-6, которая в отопительный сезон обеспечивает централизованное теплоснабжение промышленных предприятий, жилых и административных домов Дарницкого, Днепровского, Подольского, Деснянского и Оболонского районов столицы, один из двух энергоблоков находится на капитальном ремонте, а другой стоит из-за отсутствия топлива.
В стране энергетический кризис, угля не хватает, регулятор предупреждает об аварии. Что происходит?
Аналогичная ситуация сложилась на Харьковской ТЭЦ-5, которая в отопительный сезон обеспечивает теплом двадцать три процента харьковчан, а летом — горячей водой весь полуторамиллионный город. На этой ТЭЦ есть три энергоблока. Два из них отключены из-за отсутствия топлива, один находится на капитальном ремонте.
Аналогичная ситуация с отключением энергоблоков наблюдалась в феврале 2021 года, когда те один за другим останавливались из-за нехватки топлива.
Запасы: вместо роста уменьшаются
Ситуация с накоплением угля на складах ТЭС критическая, отмечают в Укрэнерго. По графику накопления топлива, утвержденному Минэнерго, девятого августа на складах должно было быть одна тысяча триста пятьдесят девять миллионов тонн угля, но фактические запасы меньше на тридцать шесть и четыре десятых процента. При этом запасы не увеличиваются, а уменьшаются.
«Девятого августа на складах ТЭС было семьсот восемьдесят три тысячи тонн угля, что на две целых семь десятых процента меньше, чем на начало предыдущей недели. Объем антрацита на складах ТЭС со второго августа вырос на три целых две десятых процента и составил двести шестьдесят одну тысячу тонн, запасы газового угля уменьшились на пять целых четыре десятых процента до пятьсот двадцать две тысячи тонн», — говорится в еженедельном отчете системного оператора.
В начале августа 2020 года запасы угля составляли две целых восемь десятых миллиона тонн — в четыре раза больше, чем сейчас. Что стало причиной низких запасов?
Почему нет угля
Участники рынка называют несколько причин.
Во-первых, НАЭК Энергоатом в июне останавливал работу двух атомных энергоблоков (№4 Запорожской АЭС и №2 Южно-Украинской АЭС). Поскольку в летнюю жару потребление электроэнергии растет, то формируется ее дефицит. Угольные ТЭС начали вырабатывать больше электроэнергии, потребляя твердое топливо.
Во-вторых, уголь не закупается из-за нехватки средств, говорят представители генерации. Причиной безденежья стал рекордный обвал цен на электроэнергию в начале июля, не в последнюю очередь вызванный действиями ДТЭК.
Цены на электроэнергию рекордно упали: регулятор даже собирал экстренное заседание. Что происходит?
В-третьих, запасы угля могут не увеличивать умышленно, чтобы спровоцировать дефицит топлива для поддержания цен на электроэнергию на высоком уровне.
«Компании, имеющие рыночную власть (монопольное положение — ЭП), могут этим пользоваться. Благодаря этому „'минимальным составом" можно влиять на цену электроэнергии», — пояснил собеседник ЭП в Минэнерго.
Справка. Восемь крупнейших ТЭС принадлежат ДТЭК Рината Ахметова, три — государственному «Центрэнерго», одна — компании «Донбассэнерго» Максима Ефимова.
Будут ли отключения зимой
Участники рынка и эксперты считают такой сценарий маловероятным.
«К отопительному сезону компании завезут необходимый объем топлива. Отключений точно не будет. Если не купят, то сами и пострадают, потому что потеряют средства», — говорит директор научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
С ним не соглашается высокопоставленный собеседник ЭП в Минэнерго.
«Динамика накопления угля очень плохая, топлива более чем в три раза меньше, чем было в 2020 году. Сомневаюсь, что компании успеют завезти необходимое количество. Сейчас надо каждый месяц завозить уголь, а начинать следовало еще раньше. В августе вообще не было поставок», — сетует он.
Собеседники ЭП отмечают, что несмотря на проблемы с запасами угля веерных отключений во время отопительного сезона не будет. В крайнем случае, придется возвращаться к коммерческому импорту электроэнергии из России и Белоруссии, против чего категорически выступает ДТЭК Ахметова.
Глава ДТЭК Максим Тимченко: Мы готовы продавать наши электростанции и шахты.
С мая 2021 года такой импорт запрещен, однако это решение НКРЭКУ действует до первого октября. При необходимости регулятор может разрешить покупку электроэнергии в этих странах.
Еще один вариант — перевод энергоблоков на резервное топливо. Однако, учитывая текущие цены на газ, такой сценарий наименее вероятен.
По данным Украинской энергетической биржи, двенадцатого августа стоимость газа на европейских хабах превышала девятнадцать тысяч гривен за тысячу кубических метров. Это рекорд за всю историю. Отдельные компании заявили о начале импорта угля из других стран.
«Ведем переговоры с поставщиками из Польши, Казахстана, США. Несмотря на повышенный спрос на уголь на мировых рынках, мы уже начинаем его импорт. Первая партия из Казахстана уже в пути», — сообщил ЭП генеральный директор компании «ДТЭК Энерго» Ильдар Салеев.