На страницах авторитетного французского издания Le Monde diplomatique известный американский историк и политолог Томас Франк исследует вопрос — почему в Америке продолжается антитрамповская истерия? Почему до сих пор 45-й президент США Дональд Трамп внушает такой страх и ненависть либеральной элите?
В статье «Истерия американских либералов пережила Трампа» (US liberals' hysteria outlives Trump) Франк приходит к выводу, что ненависть искусственно подогревается, а США сползают к либеральной диктатуре. Список обвинений, который либералы и демократы выдвигают против Трампа, известен. Он якобы был эгоцентричным манипулятором, непоследовательным демагогом, расистом и даже (!) в чем-то похожим на Адольфа Гитлера.
Примечательно, что все эти эпитеты (кроме сходства с Гитлером), по мнению Томаса Франка, можно применить к большинству президентов США. Так, Рональд Рейган дерегулировал финансовую систему, нелегально финансировал антисандинистские силы в Центральной Америке, подорвал мощь профсоюзов. Джордж Буш-младший начал обманным путем войну в Ираке и инициировал программу поголовной слежки. Однако Трамп внушает страх и ненависть по абсолютно другой причине. Он стал символом «старой Америки» и всего того, что отвергают левые либералы и демократы. Те из них, кто отказывается присоединиться к коллективной антитрамповской истерии, становятся изгоями, теряют шанс на карьеру и успех.
Одним из первых обвинений в адрес Трампа является утверждение, что он якобы выиграл выборы в 2016 году благодаря «российскому вмешательству» и фактически был агентом иностранной державы. При этом никаких доказательств «русского следа» предъявлено не было.
Поражает размах антитрамповской кампании уже в годы его президентства. По данным The New York Times, за это время было опубликовано 1.200 книг, посвященных Трампу, причем исключительно в. негативном ключе. Все основные СМИ были полны оскорблений и надуманных обвинений в адрес 45-го президента США. Вся эта либеральная истерия не имела под собой никаких серьезных оснований, кроме одного.
Трамп угрожал интересам правящей социальной группы Америки — миллионам обеспеченных, образованных городских профессионалов — «белых воротничков», которые были чрезвычайно успешны в последние десятилетия. Их мировоззрение сформировано под влиянием Силиконовой долины, финансовых институтов, университетов, СМИ, неправительственных организаций и т.д. Именно ведущие представители журналистики, финансов и высших учебных заведений начали яростную атаку на Трампа, которого они изображали чуть ли не дьяволом.
Однако либеральная истерия, отмечает Томас Франк, этим не ограничилась. Сторонников Трампа обзывают «популистами», которые не прислушиваются к мнению «просвещенных» слоев и ведут Америку к авторитарному правлению. Парадоксально, что все те, кто обвинял сторонников Трампа в авторитаризме, сегодня поддерживают цензуру в интернете и изгоняют инакомыслящих из социальных сетей. Первой жертвой такого подхода стал сам Трамп еще в бытность свою президентом, когда его страницы в Твиттере были блокированы. Кроме того, либералы открыто требуют ужесточения правительственного надзора за инакомыслящими, которых они называют «домашними экстремистами» (domestic extremists). Тем самым они прокладывают путь к новому, либеральному авторитаризму. — Неужели так заканчивается демократия?— задается вопросом Томас Франк.
Бешенство либералов объяснимо: избрание Трампа президентом стало вызовом их социальным привилегиям. Иными словами, с Трампом следовало бороться как с классовым врагом, не гнушаясь никакими методами. Примечательно, что идейными вождями антитрамповской истерии были специалисты по Восточной Европе, в том числе бывшие «советологи». Они считали себя специалистами по авторитаризму и разным российским «подлостям» (nefariousness). Так, историк из Йельского университета Тимоти Снайдер опубликовал в 2017 году книгу «О тирании» (On Tyranny), в которой сравнивал риторику Трампа и Гитлера.
Снайдер призывал американцев сформировать антитрамповское движение по образцу польской «Солидарности». Однако, несмотря на призывы Снайдера, авторитаризм пришел в Америку с другой стороны: именно либеральные СМИ начали «зачистку» всех несогласных, прежде всего в социальных сетях. Таким образом, введение цензуры и контроль за несогласными стали оправдываться в «благих целях», то есть в интересах либерального класса, а инакомыслие стало расцениваться как предательство. При этом ни разу не было сделано попытки серьезно разобраться в том, какие проблемы и социальные силы стоят за избранием Трампа президентом.
Либералы знают, что за Трампа голосовало белое трудящееся население, испытывающее «расистские» страхи в связи со снижением своего социального статуса в американском обществе. Однако они сделали упор на «российском вмешательстве», угрозе правой диктатуры и цензуре, что оказалось в конечном счете блефом. Что касается руководства Демократической партии, то оно никогда не принимало эти обвинения всерьез и использовало антитрамповскую истерию в своих партийных интересах. Именно эта истерия помогла избрать следующим президентом Джо Байдена — немолодого и скучного центриста, который сам по себе вряд ли вызвал бы энтузиазм избирателей.
Однако антитрамповская истерия имеет еще один негативный аспект: рядовые американцы потеряли уважение к закону, институтам власти и элитам. Пропагандистский огонь, который разожгли финансисты, бароны прессы, профессора и «белые воротнички», не так легко погасить. Аналогичная динамика уже имела место накануне прихода Гитлера к власти. Антитрамповская коалиция понимает, что американское общество нездорово. Ее идеологам известно, что миллионы простых американцев ненавидят образованную элиту, и есть за что.
В результате проведенных руководством страны «блестящих» торговых сделок продолжается деиндустриализация, внешнеполитическое ведомство втягивает страну в конфликты в Ираке и других странах. И, что особенно показательно, продолжительность жизни американцев постоянно снижается, миллионы людей стали жертвами опиоидной эпидемии. Совершенно очевидно, что страна может взорваться. Подавляющая масса населения не принимает идеологию и культурные символы, которые навязывают либеральные элиты восточного и западного побережья США. В этих обстоятельствах есть два пути: можно пойти навстречу глубинной Америке, поддержать средний и малый бизнес, открыть образование для всех, принять антитрестовские законы. Другой путь —ужесточить либеральную диктатуру, подавить инакомыслие, навязать сторонникам «старого мышления» новый взгляд на мир.