Храм-памятник Александра Невского — викториальный храм, символ возрождения Третьего болгарского царства после победоносной русско-турецкой освободительной войны 1877-1878 г. 3 марта 1882 г. был заложен первый камень и пергамент, увековечивающий в болгарской памяти 1877-1878 годы, «когда вывели из рабства и тьмы к свободе и свету доселе несчастный болгарский народ».
Почему святой Александр Невский? Потому что он был небесным покровителем царя-освободителя Александра II, потому что «спасение православной веры — краеугольный камень политической системы Александра, […] религиозно-нравственной системы», отмечал Георгий Вернадский. У русско-турецкой освободительной войны также религиозно-нравственный смысл: служение брату по вере, «душу свою положит за други своя» [От Иоанна 15:13]. Неслучайно большевики так старательно уничтожали памятники именно об этой войне.
Для современного российского общества святой Александр Невский — часть темы Восток-Запад. Независимо от того, как его оценивают — положительно (спас Русь от латинян) или отрицательно (подчинил Русь Золотой Орде), его оценивают с оглядкой на Европу.
Для Болгарии святой Александр Невский — часть темы Россия-Европа, неважно, русофоб ты или русофил, фактор России неизбежен. Если для современной России у исторической памяти об Александре Невском три ипостаси — религиозная, светская и государственная, то в Болгарии исторический образ благочестивого князя предстает в одной ипостаси — русской.
В современной России говорят о том, что дискредитирует историческую память о святом Александре Невском, в то время как в Болгарии, пытаясь дискредитировать Россию, подчеркивают, что Александр Невский — русский, а не болгарский святой. Точка зрения светская и либеральная, но для православного человека не имеет значения, что святой Димитрий Солунский — грек, а Иоанн Богослов — еврей.
Русофобию царя Фердинанда по отношению к святому покровителю болгарского кафедрального собора можно объяснить тевтонской травмой и латинянской исторической памятью. Премьер-министр Болгарии (1886-1887) Радославов предложил, а затем, несмотря на протест Болгарского синода, парламент проголосовал за переименование собора в честь святых Кирилла и Мефодия, использовав как повод обстрел Варны русскими. Храм Александра Невского был освящен после возвращения его имени в 1924 году.
В якобы патриотичной русофобии современных борцов с памятниками и артефактами — русскими или советскими, есть псевдопацифистские нотки. «Заменить не только имя кафедрального собора, но и 3 марта на 24 мая — культура выше государства». Однако 24 мая — праздник православной Болгарии со времен Крещения и не зависит от исторической судьбы государства, в то время как 3 марта — начало третьей Болгарии после победы русских воинов над османами. 24 мая — общеславянский, культурно-образующий центр, а 3 марта — российско-болгарский, государствообразующий. Без 3 марта как национального праздника и без святого Александра Невского историческая причина строительства собора исчезает, блекнет память о Болгарии. Если бы не русская победа и болгарская государственность, нельзя было бы говорить об историческом значении храма и справедливости. «Бог не в силе, но в правде!» [Св. Александр Невский].
Вместо того, чтобы выдвигать инициативы (мотивированные краткосрочными политическими целями) о переименовании храма-памятника Святого Александра Невского, почему бы нам не объединиться для возведения собора Святого Климента Охридского — первого епископа болгарского языка? (один из «седьмочисленников» — святых, создавших церковнославянский язык, ученик Кирилла и Мефодия — прим. пер.). Где, как не у нас, в Болгарии? Да, святого Климента Охридского преследовало немецкое духовенство, латиняне будут не в восторге, он не евро-корректный, да и братьев скопских и северомакедонских, пребывающих в исторической амнезии, он потревожит. «Разве святой Климент не был болгарином, как и святой Наум?» [Феофилакт Охридский].