Укрепление военного сотрудничества северных стран — это хорошо, но едва ли полностью отведет угрозу со стороны России, считает глава Центра военных исследований Копенгагенского университета Хенрик Брайтенбаух (Henrik Breitenbauch).
Так он прокомментировал сообщение, что датское правительство договорилось провести с Норвегией и Швецией ряд военных учений и усилить оперативную работу, в частности, против российских самолетов, нарушающих воздушное пространство этих стран.
Однако в случае серьезного конфликта Дания, Швеция и Норвегия мало что cмогут противопоставить большому восточному соседу. У трех стран маловато военных мускулов, считает Хенрик Брайтенбаух.
«Если ты — третьеклашка и тебя повадился обижать восьмиклассник, то скооперироваться с друзьями-погодками не поможет. Надо водить дружбу с охранником», — сказал Хенрик Брайтенбаух.
«Швеция нам не поможет»
Под охранником Брайтенбаух имеет в виду НАТО и особенно США, которые играют решающую роль в трансатлантическом сотрудничестве в сфере обороны.
НАТО по шкале от одного до пяти по важности для безопасности Дании Хенрик Брайтенбаух оценивает на пятерку, а соглашение со Швецией и Норвегией — где-то на двойку.
«Швеция нам не поможет и, когда кто-нибудь к нам приходит, предпочитает стоять в стороне и не вмешиваться», — говорит Хенрик Брайтенбаух и для исторической аналогии приводит Вторую мировую и Шлезвигскую войну 1864 года. (В русской исторической традиции известна как Австро-прусско-датская: Дания потерпела поражение и лишилась приэльбских герцогств Шлезвига и Гольштейна, прим. перев.)
«Безопасность в нашем регионе и в Европе в целом находится под контролем лишь благодаря НАТО и, следовательно, США», — добавил он.
Заставит русских вести себя прилично
Но даже при том, что Норвегия и Швеция едва ли помогут нам в случае российского нападения, соглашение не лишено смысла, считает Брайтенбаух.
Он говорит, что соглашение покажет НАТО, что страны Северной Европы относятся к защите собственного двора всерьез — и особенно полезна повышенная боеготовность на случай непредвиденных обстоятельств в воздухе.
По словам Брайтенбауха, это будет для русских четкий сигнал, что, если истребители с востока нарушат воздушное пространство страны, ответ будет очень серьезным.
Эту оценку разделяет доцент Военной академии Петер Вигго Якобсен (Peter Viggo Jakobsen).
Ни тот, ни другой эксперт не верят, что сотрудничество Северных стран приведет Россию в трепет. И даже не предполагают, что это снизит количество инцидентов в воздухе вроде июньского, когда российские истребители дважды нарушили воздушное пространство Дании близ Борнхольма.
Однако соглашение демонстрирует способность сотрудничать и противостоять российскому военному давлению, считает Петер Вигго Якобсен.
«Это часть большого пакета, который заставит русских вести себя прилично. И это должно быть сделано так, чтобы не провоцировать и не пугать русских. Потому что когда напряжение нарастает, русские ведут себя агрессивно», — говорит Питер Вигго Якобсен. И продолжает: «Если смотреть с этой точки зрения, то я считаю, что эта инициатива полезна. Ничего выдающегося, но ее нельзя рассматривать в отрыве от других шагов НАТО».
Министр обороны Трине Брамсен (Trine Bramsen, Социал-демократическая партия) призналась, что принципиально ситуацию в сфере безопасности соглашение не изменит.
«Наша страховка от внезапного нападения — НАТО. Но это не отменяет того, что никогда не повредит, когда на помощь придет сосед. Помощь соседей очень важна и в военном контексте», — говорит она.
Но соседи могут помочь не только традиционно, военной техникой и оружием, считает министр обороны. Она отметила особо, что страны Северной Европы вместе будут сильнее против кибератак.
«Имеет смысл создать совместную аналитическую силу. Таким образом мы станем сильнее каждый по отдельности. У нас будет больше глаз и ушей, если мы объединим наши ресурсы», — говорит Трине Брамсен.
В своей последней оценке рисков от ноября 2020 года датская служба военной разведки пишет, что у России есть «весьма вероятное» желание избежать «ненужной эскалации» военных инцидентов со странами НАТО в регионе Балтийского моря.
Но при этом военная разведка считает, что Россия «в крайнем случае» будет готова отказаться от формальных правил, если увидит необходимость «послать четкий и конкретный стратегический сигнал какой-либо стране НАТО или Североатлантическому альянсу в целом».