Во время визита в США в начале сентября президент Владимир Зеленский презентовал План трансформации страны на сумму двести семьдесят семь миллиардов долларов. В целом он включал более восьмидесяти амбициозных проектов и описывал видение развития на ближайшие пять-десять лет многих секторов Украины — от цифрового и инфраструктурного развития до переработки промышленных отходов и космоса.
Среди предложений был и «Форпост по безопасности» — перечень предложений по усилению оборонного потенциала Украины. О восприятии презентации заокеанскими партнерами известно немного. Неохотно говорят о содержании упомянутого документа и украинские чиновники.
«Форпост по безопасности»: содержание перечня желаний
Команда Зеленского в США заявила о намерении существенно модернизировать сектор и, в частности, ВСУ. При этом преимущественно за средства западных партнеров.
В частности, действующие власти потребовали модернизации военного флота на сумму 4,7 миллиарда долларов, из которых 4,3 миллиарда — от партнеров. Модернизация Сухопутных войск должна обойтись в 6,1 миллиарда, из которых 3,3 миллиарда — от партнеров. А модернизация Воздушных сил ВСУ только в части «приобретения боевых самолетов и вертолетов» будет стоить 14,5 миллиарда долларов — здесь все 14,5 миллиарда долларов должны поступить от партнеров.
К этому можно добавить высказанное главой Украины желание создать вместе с США на территории Украины площадки для реализации совместных киберинициатив, общего усиления региональной кибербезопасности и противодействия кибертерроризму. В случае одобрения такого проекта он будет стоить четыреста миллионов долларов, из которых за американцами — триста миллионов.
Не менее важное направление — «оборонка». Оно включает создание ракетного двигателя Guardian 250 на сумму двести девяносто миллионов долларов, развертывание производства титановой продукции за триста восемьдесят миллионов долларов, а также производство литиевых батарей и накопителей за девяносто пять миллионов долларов. Наконец, совместное создание перспективных систем и образцов вооружения стоимостью триста семьдесят миллионов долларов.
Что ж, у Зеленского усвоили хорошо: если просишь пару миллионов долларов, то ты нищий, если предлагаешь выделить двести семьдесят семь миллиардов долларов — партнер. Поэтому, наверное, стоит проанализировать содержание партнерства.
Кто кому партнер
Когда речь идет о стратегических инвестициях и помощи, необходимо ответить на два ключевых вопроса: насколько это интересно Вашингтону и насколько власть за океаном доверяет Киеву.
До сих пор восточным форпостом для США была Польша. Именно туда направляли и инвестиции, и оружие. Сейчас именно Польша превращается в «вооруженную витрину западного мира»: ей США согласились поставлять целый ряд номенклатуры вооружений — от сорока восьми истребителей F-16 в конце девяностых годов двадцатого века до современных систем ПВО — ПРО Patriot и самолетов F-35 в настоящее время. В сентябре стало известно, что с 2022 года Польше будет поставлено и двести пятьдесят новых танков Abrams — для размещения на востоке страны. Правда, Варшава платит за вооружение.
А вот другая страна-партнер США — Израиль — начиная с 1985-го года получала по три миллиарда долларов американской помощи на год, которая выделялись Конгрессом на военные и гражданские нужды. В конце 2018 года в США вступил в силу закон, гарантирующий предоставление Израилю именно помощи на оборону на общую сумму тридцать восемь миллиардов долларов. Подписан он был еще в 2016-м году экс-президентом Бараком Обамой и предусматривает выполнение десятилетнего договора об оказании Израилю военной помощи.
В феврале 2018 года стало известно, что США окажут помощь Иордании на сумму шесть миллиардов долларов в течение пяти лет. Чуть меньше, чем Израилю, но, по словам тогдашнего американского госсекретаря Рекса Тиллерсона, поддержка королевства Вашингтоном увеличилась почти на четверть.
Вернемся к Украине. И президент США Барак Обама и его преемник Дональд Трамп были несколько сдержанны в отношении Украины. ВСУ получали американские контрбатарейные радары для артиллерии, в которых дальность действия была искусственно уменьшена. Только в апреле 2018 года США передали Украине летальное оружие — противотанковые ракетные комплексы Javelin. Однако и здесь не обошлось без ограничений: все ПТРК Вашингтон предложил держать в тылу.
«Ресурс, который американцы выделяют Украине по направлению безопасности и обороны, достаточно ограничен. В год это около двести пятьдесят-триста миллионов долларов помощи, но только около тридцати процентов направляется именно на бесплатную передачу вооружения, техники. Остальные средства идут на различные реформы в секторе безопасности и обороны. Здесь надо быть реалистами», — комментировал ситуацию атташе по вопросам обороны Украины в США 2015-2018 годов генерал Владимир Гаврилов.
Однако сотрудничество все же набирает обороты. Так, американская компания L3Harris Technologies по состоянию на начало 2021 года в рамках военно-технической помощи поставила в украинскую армию радиостанций на триста миллионов долларов, а к 2025 году ВСУ должны получить еще столько же. Ответом стало решение руководства Вооруженных сил, которое в середине 2020 года определило L3Harris главным поставщиком защищенной военной связи. При этом в первую очередь обеспечиваются подразделения Сил специальных операций, ДШВ и ВМСУ. А с 2021 года Украина начала покупать и радиостанции американского производства.
Американцы за украинскую последовательность первым из иностранных партнеров начали платить собственной последовательностью. В июле 2020 года Государственный департамент США одобрил продажу Украине шестнадцати ракетных катеров Mark VI, которые могут стать основой будущего москитного флота. Их стоимость с вооружением и сопутствующим оборудованием составляет шестьсот миллионов. При этом шесть катеров США решили передать Украине в рамках помощи, позже речь уже зашла о передаче восьми катеров. Всего с 2014 года США выделили Украине более двух миллиардов долларов помощи именно в области безопасности.
Во время визита президента Зеленского в сентябре этого года Соединенные Штаты выделили Украине дополнительные шестьдесят миллионов долларов военно-технической помощи. В целом наше государство должно получить в этом году более четырехсот миллионов долларов. Среди прочего, пакет помощи США включает и предоставление новых противотанковых ракетных комплексов Javelin.
Стоит добавить, что в течение поездки также было подписано рамочное соглашение с США о стратегических принципах оборонного партнерства и еще более важный документ — соглашение по проектам в сфере исследований, разработок, испытаний и оценки. Оно создает условия для внедрения передовых оборонных технологий, начала проектов в сфере модернизации вооружения и военной техники с привлечением американских инвестиций.
США как потенциальный союзник: утопический сюрреализм?
Украина имеет для США гораздо большее значение, чем Польша — потому что без Украины, как известно, не может быть Российской империи. Но надо оговориться: Украины с исключительно западной ориентацией. Потому что в Вашингтоне хорошо осознают опасность того факта, что и на восьмом году войны пророссийская партия ОПЗЖ смогла обойти в рейтинге «Батькивщину» и имеет более двенадцати процентов сторонников.
В первый день октября 2021 года возникли оживленные дискуссии — из-за обращения Украины к США о приобретении самолетов F-15EX, учебных T-X (T-7 RedHawk) и вертолетов AH-6. Киев захотел купить такое мощное вооружение по правительственной программе США Foreign Military Financing, а Министерство обороны Украины еще в июле 2019 года направило соответствующее официальное письмо-запрос производителю — корпорации Boeing. Потенциальный контракт может включать поддержку всего жизненного цикла самолетов и вертолетов.
Украинская сторона предложила привлечь к обслуживанию самолетов ГП «Антонов». Сообщалось, что количество запрошенных F-15 рассчитывается из необходимости замены всего парка МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25. Количество учебных Т-Х и вертолетов Ан-6 будет определяться путем переговоров. Интересен тот факт, что Boeing подал запрос на получение экспортной лицензии о возможности поставки Т-7 на Украину через ГП «Антонов». Стало известно, что по состоянию на лето 2020 года поставки T-7 были предварительно согласованы. А после реализации этого проекта предусматривалась поставка на Украину и самолетов F-15EX.
Напомним, что планы переоснащения авиации Воздушных сил ВС Украины были сформулированы в Видении Воздушных сил 2035, которое было одобрено решением Военного совета Командования Воздушных сил ВСУ от пятнадцатого мая 2020 года. Ориентировочная стоимость переоснащения лишь тактической авиации составляет около двести миллиардов гривен. А вот общий объем ресурсов на развитие авиации ВС ВСУ на пятнадцать лет оценивают на уровне триста двадцати миллиардов гривен.
Так же первого октября 2021 года стало известно, что США заказали еще шесть катеров Mark VI для Украины: компания SAFE Boats International получила контракт от минобороны США на изготовление шести патрульных катеров типа Mark VI, предназначенных для ВМС Украины. Пентагон сообщил, что катера должны быть изготовлены к марту 2025 года, а стоимость контракта составляет 84,25 миллиона долларов. Это уже второй контракт на катера для Украины — в декабре 2020 года SAFE Boats International уже получила контракт на два патрульных катера MK VI с фиксированной ценой двадцать миллионов долларов. Катера должны быть готовы к декабрю 2022 года.
Поэтому, как видно, по меньшей мере часть украинских желаний может быть реализована. Смог же в 1940 году Уинстон Черчилль договориться о передаче пятидесяти американских эсминцев британскому ВМФ в обмен на долгосрочную аренду (на девяносто девять лет) английских колониальных земель. А к тому времени Черчилль в глазах американского истеблишмента был менее симпатичен, чем Зеленский в глазах администрации Байдена. Да и дело не в личных симпатиях, а в глобальной геополитической перспективе. И, похоже, впервые с начала своей независимости Украина может подойти к той точке, когда будет рассматриваться Вашингтоном как актив, а не наоборот. Речь идет, конечно, не о достижениях Зеленского и его команды — о точке невозврата в объятия России.
Итак, Украина вполне способна стать союзником, например, подняться до уровня между Иорданией и Израилем. Многое зависит от первых «историй успеха», потому что именно они, а не предоставленное американцами оружие, могут переформатировать будущее нашего государства.
Достаточно показательно, что именно общие технологические проекты существенно влияют на восприятие США и всего западного мира в глазах рядового украинца. Например, упомянутое создание ракетного двигателя Guardian 250 за двести девяносто миллионов долларов — это следующий гиперскачок после участия в проекте производства американской ракеты-носителя Antares. Или совместное создание перспективных систем и образцов вооружения. Как известно, американцы немало вооружений покупают на Украине: танки, радары, головки самонаведения ракет, бортовое оборудование для военных самолетов советского производства. Пока для детального изучения «такого как у России, вооружения». В свое время рассматривалась и возможность создания в Днепре ракет-мишеней для ПРО США. Конечно, назвать Украину лидером в этих направлениях было бы преувеличением. Но это также высокий уровень, а с помощью некоторых американских технологий можно было бы многое сделать на мировом рынке — чего стоит только модернизация и возобновление производства Ан-124 «Руслан». РФ сама этого не сделает никогда, а на этом этапе Китаю она уже не нужна. А вот объединение с американцами позволило бы господствовать в этом сегменте рынка. Или по крайней мере на равных конкурировать с Китаем.
Именно в этом контексте проект «Металлический титан», оценивающийся в пятьсот миллионов долларов, приобретает беспрецедентное значение. Начиная от предоставления специальных разрешений на разработку титановых руд до приватизации государственного добывающего предприятия АО «Объединенная горно-химическая компания» Запорожского титано-магниевого комбината и «Сумыхимпром». В этой плоскости США действительно могли бы выступить стратегическим инвестором. Техническое переоснащение предприятий, налаживание производства титанового проката в промышленных масштабах — выход на реальное замещение России, от которой, как известно, зависят и американский Boeing и европейский Airbus, и бразильский Embraer. Украина имеет все возможности стать в таком проекте мощным партнером.
Единственное, что сейчас приобретает чрезвычайный вес — время и четкость в определении приоритетов.
Для примера, украинские технологии гидроприборов в свое время считались едва ли не лучшими в мире. Настолько, что рассматривалось объединение усилий НИИ гидроприборов с немецкой компанией ATLAS ElektronikGmbH — с амбициозными планами доминирования в мире в поставке гидробуев военного назначения. Прошло полтора десятка лет, и в ВСУ уже закупают гидроприборы этой немецкой компании.
Вторая иллюстрация посвящена четкости нашей линии. Так, в начале мая 2021 года глава МИД Украины Дмитрий Кулеба перед визитом в Киев госсекретаря Энтони Блинкена сообщил, что Украина будет просить у Штатов системы ПВО (ПРО) и антиснайперские технологии. А уже в сентябре 2021 года с дипломатической двусмысленностью отметил, что «нам не нужна американская система ПРО. Нам нужна украинская система ПРО. И эта технология может прийти не обязательно из Соединенных Штатов. Есть другие страны, которые владеют ею. И мы ведем переговоры о доступе к ней».
Многие военные убеждены: Украине сегодня нужны не системы ПВО — ПРО Patriot, а немного другие. Например, ЗРК SLAMRAAM. А также совместное производство ЗРК малой и средней дальности с компанией Ratheon, в частности, на основе американских зенитных управляемых ракет RIM-162, SM-2 Medium Range. А еще интегрированная система боевого управления ПВО и ПРО (IBCS) производства Northrop Grumman Defense Systems. Тогда стратегия будет выглядеть постепенной и похожей на системное перевооружение.
Работа с США — постоянный, непрерывный процесс. Многие верят, что результативность будет. Главное — не останавливаться.