Мир, в котором лидировала держава открытая для торговли, позволял процветание за счет экономически очень выгодной концентрации производства, свободных перевозок и эффективной замены ресурсов. Но коронавирусный кризис негативно сказался на эффективности цепочек поставщиков. Теперь они рвутся на всей протяженности и с трудом справляются с шоком. Но нельзя винить одну только пандемию. Проблема на самом деле шире и так просто никуда не денется.
Мощный подъем Китая, растущие амбиции России, попытки Европы снизить энергетическую зависимость, ослабление американской гегемонии — все это заставляет мыслить не только коммерческими, но и стратегическими категориями. Глобализация мира способствовала экономическому росту, но вместе с тем создала массу излишних и проблематичных зависимостей.
О том, что дешевые чипы — потенциальная проблема, мы узнали только тогда, когда всплыла наша зависимость от нескольких азиатских заводов. Китайская зависимость от зарубежного спроса превратилась в зависимость Запада от китайской продукции. Европа борется с зависимостью от российского газа и нефти, а также от поставок металла из Китая. Тот, в свою очередь, осознал, что без американских патентов его развитая промышленность пока обойтись не может. В общем, найдется множество примеров положения, которое не только пугающе, но и зачастую просто опасно, поскольку любая зависимость — это слабость, которой при удобном случае можно воспользоваться.
Все стороны заинтересованы в торговле, поскольку она выгодна. Но что выгодно с экономической точки зрения, не обязательно стратегически полезно в долгосрочной перспективе. По мере того как соперничество берет верх над сотрудничеством, мы видим в коммерции все больше политики в ущерб экономической эффективности.
Проблемы со стороны предложения, которые мы сейчас наблюдаем, — плодородная почва для национализма на стороне ресурсов. Крепнет желание обеспечивать себя ресурсами локально и не полагаться на других. А поскольку это менее эффективно, мировая экономика будет нести убытки.
Что касается патентов или энергоносителей, то мы ясно видим, что они не только дают относительные преимущества их обладателям, но и способны наносить значительный экономический ущерб. Однако подобных стратегических активов намного больше, и в их число можно включить редкие товары, данные, производственные мощности, технологии, потребительский спрос, контроль над инфраструктурой и так далее. Все это ресурсы, на которые стоит обратить внимание и проверить, от кого же вы зависите. Это, в том числе, еще и потенциальное экономическое оружие, из которого будут «стрелять», по-видимому, чаще, чем мы привыкли до сих пор.