Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Gazeta (Польша): Россия подготовилась к новым санкциям, накопив рекордные резервы

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПредприятие ООО РН-Пурнефтегаз в Ямало-Ненецком автономном округе
Предприятие ООО РН-Пурнефтегаз в Ямало-Ненецком автономном округе - ИноСМИ, 1920, 25.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия подготовилась к введению санкций, пишет Gazeta. Ее считали колоссом на глиняных ногах, но она накопила рекордные резервы и снизила в них долю доллара. Страна существует только благодаря энергоносителям, а "Газпром" полностью зависит от Европы. Но и Европе будет несладко без российского газа.
Мария Мазурек (Maria Mazurek)
Интервью с сотрудницей варшавского Центра восточных исследований Ивоной Вишневской (Iwona Wiśniewska).
Gazeta.pl: Россию часто называют колоссом на глиняных ногах, который не может позволить себе серьезный конфликт. Верна ли такая точка зрения?
Ивона Вишневска: В последние годы российское руководство, несомненно, готовилось к появлению новых санкций. Доказательством этого служит, например, наращивание государственных резервов, сейчас их объем достиг рекордного уровня в 180 миллиардов долларов. Кроме того, Центробанк накапливал золотовалютные резервы, это более 630 миллиардов долларов (тоже рекордная цифра). Одновременно снижалась роль американского доллара в российской экономике посредством уменьшения его доли в резервах. Также Россия сокращала внешний долг: в период с 2013 года российские компании погасили примерно треть своих заграничных задолженностей.
Основной страховкой выступают для Кремля, конечно, очень высокие цены на энергоносители на мировых рынках, гарантирующие российскому бюджету профицит. На какое время хватит этих денег, остается вопросом, ведь потратить их можно в один момент. Логику российских действий объяснил на состоявшемся в понедельник заседании Совбеза РФ бывший президент Дмитрий Медведев. Высказавшись за признание сепаратистских республик в Донбассе, он отметил, что Запад введет санкции, но они, скорее всего, окажутся не слишком жесткими, а через некоторое время западные страны вновь начнут вести с Россией дела. Москва не верила в то, что они решатся на жесткие меры в ее отношении.
— А сейчас поверила? Тот же самый Медведев, реагируя на решение Германии о приостановке процесса сертификации "Северного потока — 2", начал пугать в Твиттере дорогим газом. Значит, немцы застали Россию врасплох?
— Решение по "Северному потоку — 2" стало для Кремля неожиданностью. Следует обратить внимание, как россияне обошлись с канцлером Шольцем: они вели переговоры с ним в тот момент, когда решение о признании сепаратистских республик уже было принято. Думаю, это заставило немецкое руководство задуматься, осознать, до какой степени Кремлю нельзя доверять.
Еще одно: все западные страны, объявляя санкции, подчеркивают, что это лишь первый пакет. Запад осознает, что Россия может наращивать напряженность. Он держит другие меры в запасе, а пока вводит достаточно мягкие относительно тех предложений, которые мы слышали в последние недели.
— Окажутся ли объявленные меры болезненными?
— Думаю, деловой и политический истеблишмент в России удивило количество имен, попавших в "черный список". Это непосредственный удар по людям, поддерживающим агрессивную внешнюю политику Москвы. Российские элиты зарабатывали огромные деньги на родине, но тратили их в основном на Западе, в первую очередь в ЕС. Следует обратить внимание на то, что сделали США: они пока включили в список лишь три фамилии, но это уже следующее поколение: дети представителей элиты, которые процветали благодаря существующей в России политико-экономической системе. Это мощный сигнал, адресованный в первую очередь молодой части элит: вы зарабатываете миллиарды, но пользоваться ими сможете только внутри своей страны.
— А Великобритания? Россияне охотно там инвестируют, тратят деньги, живут. Сейчас все чаше говорится, что "Лондонград" пора укоротить.
— Доклады, показывающие, какую угрозу для финансовой, а также политической стабильности несет присутствие в Великобритании российских денег, обсуждались в британском парламенте неоднократно. Лондон недавно ввел в законодательство
поправки, позволяющие вне зависимости от ситуации на Украине накладывать санкции на людей, связанных с российской элитой. Пока британцы ограничились довольно мягкими мерами в отношении банков и лиц, которые уже присутствовали в американских списках и, по большей части, адаптировались к ограничениям.
article_1
— Как экономическая ситуация отразится на жизни простых россиян и общественных настроениях? Инфляция растет, процентные ставки тоже, они гораздо выше, чем в целом в нашей части Европы.
— Кремль подготовился к новым санкциям, пожертвовав интересами российского общества. За последние восемь лет реальные доходы россиян снизились в среднем на 10%. Это серьезный удар, но уровень поддержки Путина значительно не изменился, хотя следует, конечно, учитывать качество опросов и влияние государственной пропаганды.
В целом экономическое положение общества ухудшается. При этом макроэкономическую ситуацию России тоже нельзя назвать хорошей. Уже предыдущие санкции, введенные несколько лет назад, оказали долгосрочное воздействие: они привели к изоляции российской экономики от мировой, ограничили приток инвестиций и технологий. Ожидается, что в ближайшие годы российский ВВП будет расти на 1-2%, для развивающейся страны это означает стагнацию. Разрыв между Россией и мировыми лидерами продолжит увеличиваться.
— Не подталкивает ли Россию эта изоляция в объятия Китая, в том числе в экономическом плане?
— В последние годы она старалась укрепить контакты с Пекином. Ранее она практически полностью зависела от Запада, но после 2014 года на фоне санкций решила добиться баланса. Зависимость от Китая — это для Кремля тоже не выход. Стратегия, которой придерживается Россия, направлена на создание автаркии, страна должна стать в как можно большей степени самодостаточной. Россияне стараются развивать собственные технологии, но это приводит к тому, что развитие в некоторых секторах приходится откладывать на будущее. Также Москва делает ставку на собственное производство, в том числе продовольственной продукции, но для россиян это оборачивается тем, что качество товаров снижается, а цены на них растут. Политика импортозамещения помимо прочего позволяет связанным с элитой людям зарабатывать огромные деньги. В экономическом плане Россию можно назвать колоссом на глиняных ногах, но благодаря высоким ценам на энергоносители ее ноги остаются довольно стабильными.
— Что стало бы для такого колосса особенно болезненным, какие санкции? Наверняка отказ Европы от российского сырья, но вопрос, насколько реален такой шаг.
— Ограничение поставок энергоносителей из России стало бы для нее, разумеется, огромной проблемой. "Газпром", в сущности, полностью зависит от Европы. Возможности направить этот газ другим потребителям нет: газопровод, идущий в Китай, такого объема принять не может, кроме того, недостает транспортной инфраструктуры внутри России. Конечно, это обоюдоострое оружие. Последствия такого решения прочувствуют на себе жители стран ЕС.
Очень болезненным стало бы для Москвы отключение от системы SWIFT. Правда, она к нему готовилась, развивая собственную межбанковскую систему передачи информации, но пока она способна обслуживать только операции внутри страны. Серьезным ударом может стать лишение крупнейших банков, таких, как Сбербанк или ВТБ, возможности вести расчеты в долларах и евро. Сейчас, несомненно, мощным психологическим инструментом выступают персональные санкции, распространяющиеся на олигархов, членов их семей, кремлевские элиты.
— Западные политики намекают, что нам тоже придется мириться с издержками.
— Они понимают, что в ответ на введение новых санкций Россия может использовать свой главный рычаг и ограничить поставки газа в Европу. Представители американской администрации и европейские политики в последние недели ездили по миру и вели переговоры с производителями и покупателями газа, обсуждая возможность наращивания поставок или их перенаправления на российский рынок. Главное — взвесить риски. Представляется, что санкционная политика не окажет такого сильного негативного воздействия, как полномасштабная военная операция* России. Но, конечно, остается вопрос, только ли Украина Москву интересует.
*в оригинале использовалось другое словосочетание