Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская живопись во Франции: коллекция Морозова - заложница конфликта на Украине (Marianne, Франция)

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкРепродукция картины "Портрет Ивана Абрамовича Морозова"
Репродукция картины Портрет Ивана Абрамовича Морозова - ИноСМИ, 1920, 11.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Франция применяет против "российских олигархов" методы Французской революции — конфискации и захват заложников. Именно такой вывод можно сделать из публикации журнала "Марианн" о задержании во Франции коллекции Морозова.
Выставленные в здании фонда Louis-Vuitton в Париже картины из коллекции Морозова должны остаться во Франции на время российско-украинского конфликта и служить негласной гарантией безопасности французов, проживающих в России. Остается открытым вопрос о полотнах, принадлежащих российским олигархам. (Журнал имеет в виду, что эти "олигархические" полотна можно просто забрать — как это уже сделано с другой собственностью "российских олигархов" на Западе — прим. ИноСМИ.)
Франция не торопится возвращать в Россию коллекцию Морозова, выставленную в здании фонда Louis-Vuitton в Париже. Телефонный разговор Бернара Арно с Эммануэлем Макроном десять дней назад не привел к "разморозке" данного вопроса. Картины останутся во Франции до тех пор, пока их нельзя будет транспортировать в оптимальных условиях безопасности. "Франция обязана вернуть эти картины, которые останутся неприкосновенными на все время их нахождения в нашей стране. По закону, Франция обязана их вернуть. Причем в срок и в идеальном состоянии, — сказал Оливье Фурноль, юрист, специализирующийся на вопросах рынка искусства. — Сегодня, похоже, Франция не собирается выполнить это свое обязательство. Даже если Фонд найдет транспортные средства для доставки, ему все равно придется искать страховые компании, которые согласятся покрыть этот риск".
Авиасообщение приостановлено, но возвращение картин могло бы осуществляться по земле через Польшу, страны Балтии или Белоруссию. Правда, Белоруссия — страна, непосредственно вовлеченная в конфликт. Можно было бы доставить картины и морем, но этот вариант даже не рассматривался, поскольку в правительстве еще не настолько свыклись с ситуацией, чтобы принимать такие решения. Коллекция Морозова, которой Владимир Путин, как и многие россияне, очень дорожит, должна послужить залогом за живущих в России французов. Она будет использована, если этим французам будет угрожать опасность или их нам не дадут репатриировать во Францию. "Правда, в данном случае нет никаких признаков срочной необходимости в использовании этой гарантии", — уверяют в правительственных кругах.
Но если ситуация затянется, удержание коллекции во Франции может создать проблему. "В 1994 году законодательство страны установило режим неприкосновенности для произведений искусства, принадлежащих иностранным державам, государственным органам или иностранным учреждениям культуры. На всех них может распространяться особый охранный ордер. "Так обстоит дело и с коллекцией Морозова, — поясняет Оливье де Бек, юрист, специализирующийся на вопросах мира искусства. — Чтобы французские музеи могли привлекать коллекции иностранных государств для выставок, этим коллекциям должна быть гарантирована максимальная защита. Исключить из списка защищенных произведений коллекции из России — это был бы шаг к подрыву доверия. Он сделал бы механизм защиты ненадежным и удержал бы других обладателей шедевров от того, чтобы даже на время доверить свои коллекции музеям Франции". Юристы считают, однако, что взятие российской коллекции на хранение с неопределенным сроком очень похоже на временный арест чужой собственности, хотя полным арестом происходящее назвать и нельзя.

Вопрос об олигархах

Остается вопрос о картинах, выставленных в рамках морозовской коллекции, которые принадлежат олигархам, чьи активы были недавно заморожены западными державами. "Олигархи, которые одолжили полотна иностранным учреждениям культуры, например, фонду, должны, если придерживаться закона, получить свои картины обратно", — говорит Оливье де Бек. В связи с этим возникает общеполитическая проблема, поскольку есть желание лишить олигархов их собственности, а тут они могут ее спасти. Выходит, русскому олигарху достаточно передать все свои активы в художественный фонд, чтобы избежать заморозки своей собственности.
С другой стороны, произведения, принадлежащие этим же олигархам, не пользуются никакой защитой, потому что, по словам Антуана де Бека, "режим защиты не распространяется на физических лиц". Таким образом, портрет Тимофея Морозова из коллекции музея "Магма" российского предпринимателя Вячеслава Кантора, не может быть конфискован. А вот автопортрет Петра Кончаловского, принадлежащий близкому к Владимиру Путину миллиардеру Петру Олеговичу Авену, активы которого заморожены с 28 февраля, может быть изъят. "Если опираться на закон, а не политику, то именно так и следует подходить к создавшейся ситуации, — сказал Оливье Фурноль. — Насколько нам известно, министерство экономики и финансов не начинало никаких процедур в этом отношении".
Таким образом, Франция обязана вернуть произведения искусства тем государствам, которые предоставили их ей во временное пользование. При условии, что государства остаются суверенными. Портрет Валентина Серова, принадлежащий Национальному музею изобразительных искусств в Минске, должен быть возвращен Белоруссии, пока она является независимой страной. Портрет Маргариты Морозовой работы Валентина Серова, предоставленный Днепропетровским музеем, должен быть сохранен и защищен Францией, пока Украина находится в состоянии войны.
"Французский закон 2016 года, принятый после уничтожения художественного наследия Сирии и Ирака, обязывает нас защищать произведения искусства, поступившие с воюющих территорий, — говорит Оливье Фурноль. — Украина также могла бы попросить Францию забрать к себе украинские произведения искусства на хранение. И Франция такой просьбе не смогла бы отказать. Мы бы забрали все произведения искусства, которым, по мнению украинцев, грозит опасность". "По просьбе Украины Франция могла бы применить правовой режим для защиты произведений, переданных во временное пользование украинскими музеями на период вооруженного конфликта. Все это время картины были бы неприкосновенны", — добавляет Оливье де Бек. В министерстве культуры воздержались от ответа на все поставленные вопросы.
Эммануэль Шварценберг (Emmanuel Schwartzenberg)