Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что будет делать Дания, если Россия отключит газ

© AP Photo / Alastair GrantМинистр климата и энергетики Дании Дан Йоргенсен
Министр климата и энергетики Дании Дан Йоргенсен - ИноСМИ, 1920, 03.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Министр климата и энергетики Дании, рассуждая о возможности снизить "зависимость" от российского газа, заявил, что рассчитывает на СПГ, сообщает TV2. Однако при этом он не говорит о том, на сколько дороже обойдется эта "независимость".
Если завтра Россия перекроет газ всей Европе, мы в Дании сразу это почувствуем.
Российский газ покрывает четверть европейского спроса, поэтому если русские закроют вентиль, нас ждет "мощный шок", сообщил министр климата и энергетики Дан Йоргенсен (Dan Jørgensen) на пресс-конференции в четверг.
Хотя Йоргенсен подчеркнул, что "ситуация под контролем", но все может измениться.
1) Предварительное оповещение
  • Первый уровень – это раннее предупреждение. По словам министра, это сигнал рынку о надвигающихся рисках.
  • На этом этапе уже находятся четыре европейские страны, включая Италию и Германию. В конце марта немецкое правительство создало антикризисную команду при министерстве финансов для встреч с представителями частного сектора. Кризисное положение признаётся, но конкретных мер пока не вводится.
2) Тревога из-за перебоев
  • До второго уровня – тревоги – ни одна из европейских стран пока не добралась.
  • Он активируется при перебоях с поставками или значительном ухудшении внутреннего снабжения. На втором уровне рынок все еще может справиться самостоятельно, а страны могут нарастить долю возобновляемой энергии.
  • В случае кризиса по плану датских властей граждане и компании начнут получать газ из Норвегии и с датского месторождения Тира, где начало добычи уже запланировано на 2023 год.
3) Чрезвычайная ситуация
  • И, наконец, последний уровень – это чрезвычайное положение. Оно вступит в силу, если спрос на газ будет настолько высок, что ЕС не сможет с ним справиться так называемыми "рыночными мерами".
  • Это означает, что нам придется открыть хранилища. Запасов Дании должно хватить на четыре-пять месяцев. Или даже меньше, если кризис выпадет на холодные зимние месяцы, пояснил на пресс-конференции директор Датского энергетического агентства Кристоффер Бётцау (Kristoffer Böttzauw).
  • На третьем уровне угрозы власти достанут список из 47 компаний. Это определит очередность газоснабжения.
На компании из этого списка (Arla, Carlsberg, Danish Crown, Novo Nordisk и другие), приходится примерно 45% потребления газа в стране. На третьем уровне угрозы некоторые из них лишатся газа для нужд производства, чтобы обеспечить работу социально значимых учреждений – теплостанций и больниц.
На пресс-конференции Дан Йоргенсен пояснил, что часть компаний числятся как "незащищенные потребители" в отличие от "защищенных" – домохозяйств и общественно значимых учреждений.
Хотя есть четкий план действий на случай газового кризиса, на уровне чрезвычайной ситуации в этом уравнении остаются неизвестные.
Так, трудно предсказать, на какую помощь мы сможем рассчитывать от других стран, ведь в чрезвычайной ситуации мы сами обязаны помогать другим. И если Россия перекроет газ, возникнет спор насчет имеющегося оборота.
"Очень важно, чтобы работал отлаженный рынок газа, где страны смогут покупать друг у друга. И ответить на этот вопрос однозначно мы не можем", – объяснил Кристоффер Бётцау.
Энергетика превратилась в оружие
Вопрос о зависимости Дании от российских энергоносителей обострился с началом российской спецоперации на Украине. Боевые действия усугубили напряженность во всем мире, а энергетическая политика превратилась в оружие.
Недавно российский "Газпром" воплотил свою угрозу в жизнь и перекрыл газ датской энергетической компании "Эрстед" (Ørsted), потому что та отказалась платить в рублях.
Но российский газ по-прежнему поступает через датскую границу.
"В текущей ситуации мы не связаны напрямую с Россией, а получаем ее газ по трубам из Германии", – объясняет Йоргенсен.
При этом он говорит, что из Германии поступает все тот же российский газ, потому что "нельзя взять и разделить молекулы".
"Это парадокс, но сейчас мы ничего с этим поделать не можем", – говорит Йоргенсен.
Но министр рассчитывает, что ситуация изменится, и доля России сократится.
"Мы рассчитываем, что она будет постоянно падать. Все страны так или иначе находят альтернативы: или ищут других поставщиков, или переходят на другие виды топлива, например, сжиженный газ. Так что со временем зависимость будет ослабевать", – заключает Йоргенсен.
Автор: Астрид Хельмер Мёрк (Astrid Helmer Mørck)