Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

F-14 против Су-57 как в фильме "Лучший стрелок": возможен ли такой бой в реальном мире и чем он закончится?

© Paramount Pictures, 2022Кадр из фильма "Топ Ган: Мэверик"
Кадр из фильма Топ Ган: Мэверик
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В новом фильме – продолжении "Лучшего стрелка" 1986 года – F-14 сбивает в воздушном бою два истребителя Су-57, пишет MWM. Реальное же столкновение F-14 и Су-57 завершилось бы совершенно иначе, и к тому же развернулось бы за пределами видимости.
Долгожданное продолжение боевика 1986 года "Лучший стрелок" вышло в кинотеатрах США 27 мая. Как и оригинал, фильм снимался в сотрудничестве с ВМС США и под значительным влиянием Пентагона. В ленте показаны будни лучших летчиков ВМФ и ключевые особенности военной авиации, при этом выбор боевых самолетов привлек особое внимание как киноманов, так и экспертов. Главным "героем" фильма стал F-18E/F Super Hornet, а не новый проблемный F-35C. Именно на нем летчики тренируются и выполняют задачу по уничтожению ядерного объекта в неназванном государстве-изгое.
Однако основные воздушные бои развернулись между F-14 и Cу-57. Первый, звезда оригинальной ленты 1986 года и один из самых культовых американских истребителей в истории с непревзойденными для своей эпохи возможностями за пределами видимости, заявлен для сиквела еще в 2019 году. Поскольку ВМС США вывели F-14 из эксплуатации в 2006 году, в основном из-за высоких расходов и ограниченной роли на мировой арене после окончания холодной войны, по сюжету этот самолет стоял на вооружении противника. Главный герой Мэверик и его напарник по кличке Задира угнали его после того, как их F-18 сбили.
Главным противником F-14 в фильме стал Су-57 – это выяснилось лишь в мартовском анонсе. По сюжету самолет служит единственным действующим истребителем вражеских ВВС. Основные бои в фильме развернулись против ракет класса "земля – воздух" – это отражает крепнущее мнение в вооруженных силах США, что основная угроза самолетам исходит от средств ПВО, а не от авиации противника. В оригинальной ленте ракеты класса "земля – воздух" особой роли не играли.
При этом ВМС США, как уже сказано, на F-14 больше не летают, а Су-57 не используется за пределами России, и даже ВМФ России имеет в своем составе менее пол-эскадрильи. Однако уже звучали предположения, что истребитель может пойти на экспорт возможным американским противникам по всему миру – в первую очередь Ирану, единственной стране, эксплуатировавшей F-14 помимо США.
Хотя по сюжету в роли врага Иран так и не называется, в пользу этого говорят косвенные улики: основная задача по уничтожению ядерного объекта, наличие F-14 и, в меньшей степени, Су-57, для которых Тегеран долгое время считался ведущим потенциальным клиентом. Однако указания на конкретную страну все же удалось избежать благодаря тому, что лица летчиков противника не показываются, а заснеженные горные пики разительно отличаются от иранских пустынь.
Учитывая, что в обозримом будущем Иран не только не выведет из эксплуатации свои F-14, но и продолжит их модернизацию, а Россия продолжает наращивать темпы производства Су-57, вероятности, что истребители встретятся на одном театре военных действий, а, возможно, даже друг против друга, полностью исключать нельзя.
Хотя Иран воздерживается от закупок современных боевых самолетов, поскольку его попытки приобрести российские истребители в 1990-х и 2000-х годах были отвергнуты, в основном из-за давления Запада, ситуация может стремительно измениться: нынешняя Россия более расположена к экспорту, а атомная программа Ирана ускоряется, и угрозы атак извне становятся все вероятнее.
В ответ на односторонний выход США из ядерной сделки (так называемого Совместного всеобъемлющего плана действий) при Дональде Трампе в 2018 году и экономические санкции Тегеран отказался от целого ряда обязательств. В итоге Иран действительно может закупить Су-57. Кроме того, истребитель может быть развернут в ряде соседних государств, от Объединенных Арабских Эмиратов и Турции, которые уже проявили сдержанный интерес, до Туркменистана, Казахстана и Азербайджана – важных клиентов российских самолетов и систем ПВО.
В фильме-продолжении F-14 Мэверика и Задиры сбивает в воздушном бою два истребителя Су-57. Как это часто бывает в кино, все бои происходили в пределах видимости, при этом первый самолет был расстрелян из пушки сзади, тайком от ничего не подозревающего пилота. Во втором, более затяжном бою Су-57 продемонстрировал свою продвинутую сверхманевренность, но все равно был сбит. Как подчеркивалось в начале фильма, американские пилоты наверняка проиграют Су-57 в воздушном бою даже на F-18E/F, а успех на устаревшем F-14 и вовсе невероятен. Таким образом, достижение Мэверика кажется поистине выдающимся: он доказывает, что асы-ветераны еще могут за себя постоять на поле боя.
Реальное же столкновение F-14 и Су-57 скорее всего закончилось бы совершенно иначе, и к тому же развернулось бы за пределами видимости. Даже при том, что F-14 может похвастаться более крупным основным радаром, он имеет механическое, а не электронное сканирование и устарел на несколько десятилетий, тогда как у Су-57 целых шесть радаров с электронным сканированием, а также инфракрасная система поиска и слежения. Из-за огромного технологического разрыва и наличия у Су-57 передовой системы радиоэлектронной борьбы "Гималаи" и радаров с активной фазированной антенной решёткой F-14 пришлось бы лететь вслепую и стать легкой мишенью на большом расстоянии.
Кроме того, Су-57 мог бы пустить в ход свою скрытность в сочетании с работой без радиолокационной сигнатуры, чтобы нейтрализовать противника на средней дистанции и не допустить радиолокационного захвата. В пределах же прямой видимости истребитель следующего поколения получит еще более явные преимущества, поскольку F-14 не оснащен ни нашлемными прицелами, ни ракетами с расширенным диапазоном углов целеуказания, – то есть Су-57 сможет поразить его даже под очень большими углами. Наконец, на его стороне окажется исключительная маневренность: Су-57 считается одним из лучших в мире на малых скоростях, тогда как F-14 слыл неповоротливым даже по меркам своего поколения.
Безусловно, F-14 усилят новые иранские ракеты Fakour 90 с дальностью 250-300 км и большой боеголовкой весом более 50 кг – благодаря им он сможет угрожать ведомым Су-57 самолетам дальнего радиолокационного обнаружения и заправщикам на расстоянии. Но Су-57 сам имеет производные от Р-37М ракеты большой дальности (по оценкам, до 400 км), так что даже этот козырь F-14 будет бит.
Значительная боевая высота и превосходные летно-технические характеристики Су-57 по всем параметрам сделают бой еще более односторонним. Ситуация усугубляется еще и тем, что Су-57 имеет бóльшую дальность полета и, несмотря на сопоставимый вес, считается более дешевым в эксплуатации и менее требовательным к техническому обслуживанию. Хотя годы F-14 как ведущего в мире истребителя для завоевания превосходства в воздухе давно прошли, он остается не только символом эпохи, но и, безусловно, самым боеспособным в арсенале Ирана. При этом он по-прежнему представляет угрозу против других истребителей четвертого поколения и самолетов поддержки, особенно на дальних дистанциях.