https://inosmi.ru/20220730/raketa-255259401.html
Эта новая российская ракета сбила с толку Запад
Эта новая российская ракета сбила с толку Запад
Эта новая российская ракета сбила с толку Запад
Разработка российской усовершенствованной противотанковой ракеты ЛМУР весьма затянулась, но появились основания полагать, что ее используют на Украине, пишет... | 30.07.2022, ИноСМИ
2022-07-30T01:01
2022-07-30T01:01
2022-07-30T01:01
the drive
фсб
министерство обороны рф (минобороны, мо рф)
вымпел
ми-28нм
ка-52 (аллигатор)
gps
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/07/1d/255258927_0:113:3078:1844_1920x0_80_0_0_a5edc054179f0694ec2d9f58309e4240.jpg
Пётр Бутовски (Piotr Butowski)В начале июня Россия опубликовала видео с тепловизионной головки самонаведения (ГСН), поразившей малоэтажное здание фермы, — как сообщается, на Украине. После этого последовали и другие подобные кадры. Спустя несколько дней российские информационные агентства со ссылкой на "компетентные источники" заявили, что на них показана новая противотанковая ракета ЛМУРв действии. Правда, тем не менее, может быть несколько сложнее.Ведь заявления российских информационных агентств могут быть пустым звуком. Они ведь вполне могли попросту переписать догадки из соцсетей — так что не исключено, что никаких "компетентных источников" не существовало вовсе.Что интересно, так это то, что на видео явно показана тепловизионная ГСН. До этого ролики о поражении различных целей на территории Украины снимались с расстояния: с наблюдавших за полем боя беспилотников, с турелей наведения боевого вертолета или с ближайших камер видеонаблюдения.У России имеется несколько видов вооружений, оснащенных оптико-электронной ГСН, передающей изображения на командный пункт или экипажу самолета. Это и небольшие боеприпасы весом всего несколько килограммов (например, барражирующие "Куб" и "Ланцет"), и крупногабаритное оружие, вплоть до авиационных ракет Х-59М весом порядка 900 кг.Но судя по динамике ракеты, а также по типу и габаритам целей (всегда одно-двухэтажные здания), на видео показано оружие промежуточного размера. И наиболее вероятный кандидат — как раз ЛМУР или "изделие 305", ракета весом около сотни килограммов. В большинстве роликов наложенный текст размыт. Однако в некоторых случаях можно разглядеть буквы АС-БПЛА. Это оборудование связи также совместимо с ракетой ЛМУР.Темное прошлоеИстория проекта ЛМУР весьма загадочна. Аббревиатура впервые появилась примерно в 2007 году как проект легкой ракеты Корпорации тактического ракетного вооружения (КТРВ). Однако вскоре после этого, примерно в 2009 году, от программы по неясным причинам отказались.22 февраля 2011 года Минобороны России разместило заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с шифром "Прификс" по созданию легкой многоцелевой управляемой ракеты "Изделие 79". На сей раз заказ отправился уже не КТРВ, а другой компании — Конструкторскому бюро машиностроения (КБМ) из подмосковной Коломны, которое специализируется на противотанковых управляемых ракетах "Атака" и "Хризантема" и баллистических ракетах "Искандер", но это совсем другая история.По условиям контракта, изделие 79 должно было быть изготовлено, испытано и подготовлено к серийному производству к 25 ноября 2014 года. В 2013 году была изготовлена партия опытных ракет, но испытательные пуски так и не начались, потому что… не нашлось пусковой установки. Минобороны ее попросту не заказало. Поэтому 11 ноября 2014 года КБМ официально сообщило Минобороны о прекращении работ над проектом "Прификс". 22 марта 2017 года министерство официально расторгло контракт. Последовал ряд судебных исков о компенсации, но это выходит за рамки данной статьи.Спас проект ЛМУР другой контракт, о котором известно еще меньше. Вероятно, в 2012 году КБМ получил заказ от ФСБ, преемницы советского КГБ. Ей потребовалась ракета, известная как "Изделие 305". ФСБ хотела получить дальнобойное вооружение для вертолетов Ми-8МНП-2, которые используются для специальных боевых действий на Кавказе. "Изделие 305" на самом деле — то же самое, что его предшественник "Изделие 79", но с двусторонней линией передач, по которой данные с ГНС передаются в кабину вертолета, а команды оператора — ракете в полете. Это обычно называется "оператор в контуре управления". ФСБ хотела контролировать ракету на протяжении всего полета с возможностью "отозвать" ее, если цель вдруг окажется не такой, как предполагалось.К "Изделию 305" в 2013 году у МКБ "Вымпел" имени Торопова в Москве была заказана рельсовая пусковая установка АПУ-305 (Авиационное пусковое устройство) — аппаратура для подвешивания ракеты ЛМУР под вертолетом. АПУ-305 предназначалась специально для ЛМУР, а позже "Вымпел" изготовил двухзарядную пусковую установку АПУ-Л.Испытания ЛМУР на вертолете Ми-8МНП-2 проходили в 2015 и 2016 годах. Вскоре после этого началось серийное производство, и ракета была развернута на вертолетах ФСБ. Затем ракетой снова заинтересовалось Министерство обороны России и разместило собственный заказ. В 2019 году начались испытания ЛМУР на модернизированном ударном вертолете Ми-28НМ, а через год — на Ка-52М, последней модификации Ка-52. Обычно вертолеты вооружены четырьмя ракетами на пусковых установках АПУ-305 или восемью на установках АПУ-Л.Область режимов полетаЛМУР расшифровывается как Лёгкая Многоцелевая Управляемая Ракета. Она также известна как "Изделие 305" или "305Э" в экспортном варианте. Несмотря на слово "легкий" в названии, она вдвое тяжелее традиционных российских вертолетных ПТРК — 9М120 "Атака" или 9М123 "Хризантема". Дальность действия ЛМУР составляет до 15 км — вдвое больше, чем у предыдущих российских противотанковых ракет.Ракета имеет аэродинамическую схему "утка" с четырьмя крестообразными рулями в передней части. Далее идет боевой отсек, а за ним твердотопливный ракетный двигатель. Большие Х-образные рули складываются при транспортировке и раскладываются, когда ракета подвешивается под вертолетом.Учебный вариант ракеты, или изделие 305-УЛ (учебно-лётное), отличается от боевого меньшим и нескладывающимся крылом и отсутствием боевого отсека.В передней части ракеты установлена тепловизионная ГСН 9Б-7755, разработанная институтом МНИТИ в Москве. Навигационная система состоит из инерциального автопилота, радиовысотомера и приемника спутниковой навигации БНАП-305 с антенной наверху. БНАП-305 работает как с российской системой ГЛОНАСС, так и с западной GPS. Два крыла из четырех оснащены обращенными назад антеннами для передачи данных.О том, какие зарубежные комплектующие используются в ракете ЛМУР, мы знаем крайне мало. Автор нашел лишь информацию о блоке питания Tesla Electric и ряде микросхем немецкой компании Telefilter, но несомненно есть и другие. С началом украинского конфликта и ужесточением санкций готовность российских производителей оружия самостоятельно найти им замену все чаще ставится под сомнение.В самом простом случае ракета ЛМУР выпускается по цели в пределах видимости. Оператор в кабине вертолета видит изображение с ГСН, пока ракета еще висит под крылом, и вводит в искатель цель. После пуска ракеты вертолет может поворачивать обратно: ГСН автоматически сопровождает цель до самого удара.При другом методе, впервые реализованном в российских ПТРК, ракета может быть запущена по невидимой, находящейся за пределами видимости или скрытой цели. Сначала ракета летит в район цели под управлением инерциального автопилота с поправками по спутниковой навигации. Изображение с ГСН передается по каналу связи в кабину вертолета, а команды наведения — обратно на ракету. Оператор на борту вертолета наблюдает за изображением, выбирает цель и указывает ее ракете. При этом цель можно изменить или отменить запуск. В одном из опубликованных роликов якобы с ЛМУР мы видим, как целеуказание за несколько секунд до попадания переключается на другое здание.Для связи с ракетой вертолету необходимо соответствующее оборудование. Ее обеспечивает блок АС-БПЛА (Аппаратура Связи с Беспилотным Летательным Аппаратом), созданный КБ "Луч" в Рыбинске. Двусторонний канал передачи данных работает в S-диапазоне (диапазон частот 2–4 ГГц; длина волны 7,5–15 см) и имеет заявленную пропускную способность 5,4 Мбит/с и дальность действия 50 км.На вертолете Ка-52М блок связи имеет необычную каплевидную форму и подвешивается под левым крылом. На вертолете Ми-8МНП-2 антенна радиоканала с ракетой 9М120 "Атака", расположена в выпуклом обтекателе в носовой части. То же самое можно сказать и о вертолете Ми-28НЭ, представленном на авиасалоне в Дубае в ноябре 2021 года, — первом показе ЛМУР за рубежом. На более поздней модификации Ми-28НМ подобного оборудования не замечено, но наверняка у него есть гондола, аналогичная той, что установлена на Ка-52М.В документах о вертолете специального назначения Ми-8МНП-2 наряду с "Изделием 305" упоминается некое "Изделие 306". По неподтвержденным данным, это может быть вариант ракеты ЛМУР с другим типом боеголовки. Базовая версия "Изделия 305" имеет осколочно-фугасную боеголовку, а менее распространенное "Изделие 306" — по всей видимости, кумулятивную.НеопределенностиС одной стороны, применение ЛМУР на Украине не станет сенсацией. Ракета находится в производстве уже несколько лет, и, по расчетам автора, Министерству обороны России уже поставлено минимум 200 штук — плюс неизвестное количество ФСБ.Однако это оружие далеко не дешевое. По контракту 2018 года одна ракета ЛМУР стоила в тогдашних ценах 14,2 млн рублей или 227 000 долларов. Впрочем, текущая цена для Минобороны России едва ли сильно изменилась, однако экспортная цена почти наверняка значительно выросла.Но некоторые факты всё же вызывают недоумение. Все ролики якобы с применением ЛМУР на Украине сняты камерой ГСН. Однако саму ракету мы при этом не видели ни разу — ни подвешенной под вертолетом, ни ее обломков. Также нет сведений о том, что российские вертолеты оснащены блоком передачи данных для управления ракетами.Вызывает вопросы и ряд целей с опубликованных роликов. Так, российские войска поразили ряд хозяйственных построек или бараков, причем некоторые из них выглядели заброшенными. У одного из зданий даже не было крыши, и стояло оно как будто на каком-то полигоне.Если ракеты ЛМУР и используются на Украине, то наиболее вероятная платформа для их запуска — это вертолет Ми-8МНП-2 спецназа ФСБ. Возможно, этим и объясняется сопутствующая скрытность. Вертолетов Ми-28НМ и Ка-52М, также способных запускать ЛМУР, в действующих частях ВВС России пока нет. На Украине их наверняка будут пилотировать летчики-испытатели вертолетной дивизии 929-го летно-испытательного центра в Чкаловском, 344-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке или, что менее вероятно, летчики-испытатели КБ Миля и Камова.Есть еще один вариант. Около пяти лет назад в рамках опытно-конструкторских работ под кодовым названием "Байкал" планировалось адаптировать ЛМУР под сухопутную пусковую установку на бронетранспортере. Чем это закончилось, пока неизвестно, но вполне возможно, что некоторые из этих машин были развернуты на Украине в порядке эксперимента, хотя имеющиеся видео явно намекает на ракеты воздушного базирования.Очевидно, что вокруг ЛМУР сохраняется масса неясностей. Однако программа явно важна для российских вооруженных сил, которые в остальном располагают лишь вертолетными ПТРК предыдущего поколения, которые значительно отстают от новейших западных аналогов. Учитывая эти обстоятельства, в будущем мы наверняка увидим больше ЛМУР — будь то на Украине или где-либо еще.Характеристики ЛМУР ("Изделие 305")Максимальная дальность: 14,5 кмМаксимальная скорость: 447 узлов (230 м/с)Высота полета: 100-600 мВес: 105 кгВес боеголовки: 25 кгДлина: 1 945 ммДиаметр корпуса: 200 ммЖурналист, писатель и фотограф Петр Бутовски — один из мировых экспертов по российской авиации, имеет привилегированный доступ к аэрокосмической промышленности и технологиям страны с конца 1970-х годов. Автор тысяч статей в авиационных журналах по всему миру и более десятка книг.
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/07/1d/255258927_349:0:3078:2047_1920x0_80_0_0_750bad34b28291573d70804c9507cd2e.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the drive, фсб, министерство обороны рф (минобороны, мо рф), вымпел, ми-28нм, ка-52 (аллигатор), gps