Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Римский папа и война: дипломатия без белых перчаток

© AP Photo / Gregorio BorgiaПапа Римский Франциск в Ватикане
Папа Римский Франциск в Ватикане - ИноСМИ, 1920, 05.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ватикан имеет одну из самых компетентных дипломатических сетей в мире, пишет католическая газета "Ла круа". Почему бы не применить миротворческий опыт папских дипломатов, тушивших конфликты в Латинской Америке, для урегулирования на Украине? Отметим: папа Франциск умудрился не антагонизировать ни одну из сторон.
Римская Курия — это черный ящик с тщательно охраняемыми тайнами, который помогает папе в управлении Вселенской католической церковью, этой машиной, в которой есть что-то и от мощной государственной конторы, и от небольшой неправительственной организации. Сегодня дипломатия Ватикана направлена на то, чтобы донести послание католической церкви до международной арены, особенно в те периоды, когда на ней особенно громко говорят пушки, а не дипломаты.
В тот памятный четверг, 24 февраля 2022 года, Апостольский дворец проснулся раньше времени — как по тревожному звонку. Начало российской спецоперации пустило мороз по коже даже у видавшего виды персонала "второй секции" Государственного секретариата Ватикана. Переводим для непосвященных: "вторая секция" — это как бы министерство иностранных дел Ватикана, папского государства, которое сами католики называют Святым Престолом. Ватикан имеет одну из самых осведомленных дипломатических сетей в мире, но и он не ожидал, что события в ту ночь примут такое вселенское ускорение. "Честно говоря, этого никто не ожидал", — раздраженно вспоминает один из дипломатов, расхаживающий ныне по коридорам третьего этажа дворца.
Папа получил новости по секретному каналу с тотальным шифрованием всех сообщений, зарезервированному для текстов с пометкой "Молния". Святейший понтифик имеет обыкновение просматривать депеши своих служб с 4 часов утра, прежде чем удалиться в свою часовню для молитвы. А сотрудники "второй секции" приступают к работе позже, около 8 часов: около шестидесяти мужчин и женщин, в том числе немало священников и монахинь, расходятся по рабочим местам. За высокими стенами, окружающими самое маленькое государство в мире, они уже давно следят за развитием кризиса на востоке Европы. За сектор Украина-Россия-Белоруссия отвечает румынский прелат. В последние месяцы он постоянно передавал паникерские записки своему начальству, епископу Полу Галлахеру, папскому "министру иностранных дел", а также кардиналу Пьетро Паролину, государственному секретарю Святого Престола. На местах нунции (папские послы) в Киеве и Москве также в последнее время изводили много бумаги на дипломатические ноты. Именно на основании этой информации за несколько недель до 24 февраля папа счел необходимым выступить с торжественным призывом в пользу диалога и мира.
Но тот (прозвучавший 21 января 2022 года - прим. ИноСМИ) призыв к "общему благу" и "отказу от эгоистических интересов" не возымел никакого эффекта. Это не вызвало больших сожалений, поскольку до 24 февраля многие в Ватикане считали, что Россия блефует и не выполнит свою угрозу. "Я был убежден, что Путин не решится, — признается один дипломат. — Кстати, как далеко он пойдет в конце концов? Никто не знает". А теперь, когда оказалось, что Путин не блефовал, наш собеседник впал в глубокую печаль. Что может предпринять Ватикан в такой ситуации? У него нет армии, нет экономической мощи. Как же тогда влиять на дела мира?
Не получается даже обвинить Путина в цинизме. Это Сталин подставился в свое время под такие обвинения ("А сколько у папы римского дивизий?"). Дело в том, что нынешний российский президент относится к церкви совсем по-другому, уважительно. Может быть, поэтому ему удалось заручиться поддержкой высших авторитетов православия в своей военной операции.
В этих условиях Святому Престолу приходится ограничиться ролью посредника, которую он часто играл в последние десятилетия, особенно в Латинской Америке. Активные, осторожные, хорошо зарекомендовавшие себя церковные дипломаты на местах помогали разрядить ситуацию в Боливии, Колумбии и Никарагуа. Но тогда речь шла в основном о внутренних конфликтах. Украинский случай другой. В первые недели после начала спецоперации дипломаты намекали, что возможно посредничество Ватикана. Правда, без особых иллюзий насчет выполнимости такого миротворчества. "В глубине души, никто в это не верил, но было логично предложить наши услуги", — задним числом комментирует источник в Ватикане.
Еще один элемент усложняет ситуацию в этот неспокойный период. Нужно учитывать непредсказуемость понтифика Франциска. Его склонность действовать не по чужим планам, а по собственному разумению и в одиночку приводит в замешательство не только его администрацию, но и весь дипломатический корпус, имеющий отношения со Святым Престолом. Послы ломают голову, пытаясь объяснить своим правительствам позицию суверенного понтифика. Его выступление по поводу Украины, содержавшее осуждение военных действий без указания их конкретного виновника, — это выступление вызвало недоумение на Западе. Не говоря уже о жесте с очень сильным символическим значением, предпринятом в первые часы конфликта. В пятницу, 25 февраля, на следующий день после начала спецоперации на Украине, Франциск без предупреждения посетил резиденцию российского посла. Этот импровизированный визит вызвал резкую реакцию дипломатов, работающих в Риме: "Это безумие", — вздохнул один из них, увидев в прессе фото папы Франциска, выезжающего из российского посольства на машине без опознавательных знаков, в двух шагах от площади Святого Петра. До сих пор этот жест папы с визитом к послу не поддается простой интерпретации.
Это недоразумение было тем сильнее, что большинство мужчин и женщин, работающих в дипломатических миссиях при Святом Престоле, ценят дипломатию Ватикана. Небольшая команда Апостольского дворца намного меньше, чем коллектив на набережной Орсе (МИД Франции), в американском государственном департаменте или в соответствующем британском ведомстве. Ватиканская команда оправдывает свою репутацию, используя свои сильные стороны. Начиная с исключительной информационной сети, которая вызывает восхищение в министерствах иностранных дел по всему миру.
В 183 странах апостольские нунции собирают информацию, передаваемую религиозными общинами, которые налаживают связи как в городах, так и в более отдаленных районах. Нунции папы никогда не покидают свой пост, даже в случае конфликта. Так было во время войны в Ираке и Сирии. И, конечно, папский нунций на Украине тоже никуда не уехал. Апостольский нунций, епископ Висвальдас Кульбокас — один из всего двух западных дипломатов, оставшихся в Киеве в первые недели конфликта. (Вторым был польский посол в Киеве.) Локальные беспорядки, политические перемены, стихийные бедствия — ничто не ускользает от работников "второй секции", у которой перенасыщение информацией порой вызывает что-то вроде паралича. "Они знают так много, что не всегда знают, что со всем этим делать, — говорят во французском посольстве в Риме. — Они нуждаются в нашей помощи".
Внутри своего маленького государства дипломатия Ватикана также пользуется особым статусом и репутацией. В последние месяцы папа не переставал восхвалять работу епископа Галлахера, а также государственного секретаря Святого Престола кардинала Пьетро Паролина. "Он им доверяет", — резюмирует один знакомый из Сент-Марта, резиденции папы Франциска. "Вторая секция" также является одной из немногих служб, которых не коснулась масштабная реформа Курии, вступившая в силу в июне 2022 года.
"Наверное, у нас власти мало, потому что у нас не так много денег,— говорит с улыбкой источник из Ватикана. — Это гарантирует нам относительное спокойствие". На самом деле расходы этой исключительной сети довольно скромны. Конечно, Святому Престолу приходится тратить 40 миллионов евро в год на содержание апостольских нунциатов. Но в остальном дипломаты Ватикана живут экономно. Если не считать поездок папы и поездок Пьетро Паролина и Пола Галлахера, главы различных департаментов путешествуют очень мало.
Дело в том, что дипломатия Святого Престола не действует спонтанно. Ее специфика заключается в том, чтобы быть ориентированной на длительную перспективу. Интересным примером в этом отношении является сотрудничество с Китаем. Когда два года назад соглашение между Римом и Пекином, регулирующее назначение епископов, необходимо было продлить, дискуссии так затянулись, что, кажется, зашли в тупик. Удивленным один из переговорщиков возразил: "Хорошо, что мы не живем пятьдесят лет назад. Тогда в Китае было еще труднее". Именно этим отсутствием спешки во всем объясняется и компромиссная позиция Святого Престола в украинском конфликте. Его стратегия: говорить со всеми и ждать милости Божией, которая откроет мирное продолжение для всей этой истории. Держать двери открытыми, надеясь на прекращение огня и возвращение за стол переговоров. К тому времени, когда шанс для переговоров представится, многие политики потеряют терпение и забудут про Украину. И вот тут-то папская дипломатия и пригодится: она всегда будет рядом.