Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Всего от трех переговоров с Россией потери составили примерно 5 миллиардов долларов

Вывеска на офисе ПАО Газпром - ИноСМИ, 1920, 24.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Болгарии предстоят трудные переговоры с "Газпромом", пишет "Дневник". За последние годы в результате таких переговоров София потеряла почти пять миллиардов долларов, утверждает бывший министр экономики страны Трайчо Трайков.
Трайчо Трайков
Услышав, что в ближайшее время нас осчастливят неизбежными и трудными, но, вероятно, успешными переговорами с "Газпромом", я почему-то сразу вспомнил об инциденте 12-летней давности.
Тогда мы вели переговоры с Россией по АЭС "Белене", и одним из самых спорных был вопрос об индексах удорожания на период строительства – цена могла быть на полтора миллиарда долларов больше или меньше.
Однажды на собрании в очень узком кругу мы получили предложение с фиксированной ценой без эскалации, которая была… еще на полмиллиарда больше, чем самый высокий показатель при самом неблагоприятном сценарии удорожания. Я им сказал, что они сошли с ума, и что люди, следящие за темой, сразу увидят, что предложение абсурдно (оказалось, я был не прав – когда об этом было объявлено публично, эксперты и политики разразились аплодисментами, хотя я как министр предложение не принял). Тогда на собрании мне сказали: "Не волнуйтесь, господин министр, все СМИ будут говорить о том, что вы вели с нами ужасно трудные переговоры и добились невероятного успеха по условиям".
И вот еще одна аналогия в связи с надвигающимся арбитражем. В арбитраже по АЭС "Белене" в 2014 году одним из аргументов болгарской стороны было то, что даже технический проект не был лицензирован Агентством по ядерному регулированию (АЯР) до прекращения проекта (действительно, последний драфт вернули с тысячами замечаний). Однако в ходе арбитража руководство АЯР перестало публично объяснять, что на самом деле технический проект должен быть одобрен и на практике был одобрен. И это, конечно же, было использовано против нас.
Что касается "Газпрома", то за последние годы болгарская сторона трижды делала реверансы на огромные суммы без всяких на то оснований: сначала, когда транзитный контракт был добровольно изменен в ущерб Болгарии в 2006 году, потом при переговорах по "Турецкому потоку", когда мы добровольно отказались от пункта "качай или плати" при досрочном прекращении транзита по Трансбалканскому газопроводу. И, наконец, в 2017 году, когда после завершения ЕК расследования по недобросовестной конкуренции "Газпром" в Восточной Европе у нас был срок, в течение которого мы могли потребовать возмещения убытков, понесенных незаконными действиями, но не сделали этого.
Только от этих трех действий потери составляют примерно пять миллиардов долларов. У меня есть проблеск надежды, пусть и небольшой, что это больше не повторится.
Автор – бывший министр экономики Болгарии