https://inosmi.ru/20220913/mig-27m-256061245.html
Этот советский истребитель опередил время. Его характеристикам завидовали все
Этот советский истребитель опередил время. Его характеристикам завидовали все
Этот советский истребитель опередил время. Его характеристикам завидовали все
Благодаря своей авионике МиГ-27 был мощнее большинства моделей четвертого поколения, хотя поступил на вооружение в далеком 1970 году, пишет MWM. У него был... | 13.09.2022, ИноСМИ
2022-09-13T00:11
2022-09-13T00:11
2022-09-13T00:11
military watch magazine
военное дело
индия
ссср
ввс сша
ввс россии
ливийская национальная армия
миг-29
f-16
су-27
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/09/0c/256060677_0:81:1201:756_1920x0_80_0_0_c9fab5b4915f90555b2776a89fc77cff.jpg
Поступивший на вооружение в 1970 году истребитель МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла производился до 1985 года и стал первым в СССР истребителем с возможностями третьего поколения. Этот самолет во многом опередил свое время: его двигатель превзошел по тяге американский истребитель четвертого поколения F-14A и мог посоперничать даже с F-15 и F-16, а набор датчиков в конце 1970-х обеспечивал ему лучшую ситуационную осведомленность, чем у F-16A ВВС США. По летным характеристикам истребитель имел высокую тяговооруженность и скорость разворота и был одним из быстрейших и самых высотных среди однодвигательных. Более поздние варианты самолета оказались грозными противниками (в частности, на службе у кубинских ВВС) и произвели впечатление на израильских летчиков, когда один из истребителей оказался в их распоряжении после угона сирийским перебежчиком.Специализированный ударный вариант этого самолета, МиГ-27, разрабатывался для уничтожения наземных целей и поступил на вооружение в 1975 году. В Индии он производился по лицензии до 1994 года. Всего за 25 лет было построено свыше 6 000 МиГ-23/27, причем подавляющее большинство из них — за первые 15 лет. Советский Союз очень рассчитывал на эту конструкцию и вкладывал в нее значительные средства.На пике своего могущества советские ВВС располагали примерно 1 400 МиГ-23 и свыше 600 МиГ-27, а общий парк составлял порядка 2 000 самолетов. Благодаря своей авионике МиГ-27 как ударная платформа был мощнее большинства моделей четвертого поколения и доказал свою эффективность в руках советских пилотов. Яркий тому пример — сбитый в 1987 году в воздушном бою в Афганистане пакистанский F-16. Пакистан заявил об отсутствии потерь и сообщил, что случайно сбил собственный самолет. На учениях пилоты также не раз доказывали, что МиГ-23 может соперничать с более современными МиГ-29 — особенно на расстоянии. Расхождение между ранними и поздними моделями истребителя значительно: самые боеспособные варианты МиГ-23МЛД могли похвастаться не только полностью новыми двигателями, датчиками и авионикой, но и принципиально иной конструкцией крыла и лучшей маневренностью.Однако при всех своих высоких характеристиках МиГ-23 был выведен из эксплуатации на несколько лет раньше запланированного срока. С развалом Советского Союза российская экономика ушла в штопор, и с большинством классов истребителей стране пришлось распрощаться. Под нож пошли практически все классы, кроме МиГ-29, Су-27 и Су-24М. Большинство из находившихся на вооружении 800 МиГ-29 были списаны и помещены на резервное хранение вместе с бóльшей частью парка МиГ-23. Основу тогдашних ВВС России, крошечных по сравнению с советскими, составляли тяжелые истребители Су-27 и их производные. Последние МиГ-27 были списаны в 1997 году, а горстка МиГ-23 дослуживала свой век в летных училищах уже в 2010-х.Однако несмотря на вывод МиГ-23 из состава своих ВВС, Россия продолжала изучать варианты его модернизации и разрабатывала более совершенные варианты, чтобы предоставить пакеты обновлений иностранным операторам и по возможности продать собственные излишки. Так, в 2000-х Белоруссия продала Сирии несколько штук МиГ-23МЛД, наиболее совершенной модификации для завоевания господства в воздухе. В России же самые значительные улучшения коснулись комплекса вооружений истребителя, который прежде полагался лишь на полуактивные ракеты класса "воздух – воздух" Р-23 и Р-24 с радиолокационным наведением, уступающие американским AIM-7E. Помимо прочего, проводились испытания МиГ-23 с ракетой Р-27, разработанной для истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27. Ракета была надежнее и обладала почти вдвое большей дальностью по сравнению с Р-23 и Р-24. По некоторым сообщениям, рассматривалась поставка в ВВС Анголы. Еще смелее оказались эксперименты с ракетой "воздух – воздух" Р-77 — первой в России с активным радиолокационным наведением. Благодаря ей МиГ-23МЛД мог превратиться в крайне опасный перехватчик для дальних боев с активным радиолокационным наведением и возможностью "выстрелить и забыть". Для сравнения, американские F-16 получили ее в 1990-х благодаря AIM-120 AMRAAM.Хотя Россия, по сообщениям, продолжала экспортировать базовые истребители МиГ-23 аж в 2020 году, продав часть из них Ливийской национальной армии, для варианта с новыми дорогостоящими функциями вроде ракет Р-77 она покупателей так и не нашла. Страны, готовые заплатить за такой истребитель подороже, предпочитают самолеты более современные и более совершенные — например, МиГ-29. Не будь их, вероятность экспорта модернизированных МиГ-23/27 из российских резервов оказалось бы намного выше. В 2007 году Россия предприняла, пожалуй, последнюю попытку сбыть усовершенствованные МиГ-23/27 за границу, предложив крайне смелую программу модернизации Индии — крупному оператору МиГ-27Н.Индия продолжала собирать МиГ-27 по лицензии в течение девяти лет после того, как Россия закрыла собственное производство, и к 1995 году имела парк из 148 истребителей. При этом самолеты закупались вместе с МиГ-29А, заточенными под воздушный бой. Разработанный для Индии вариант МиГ-27Н был самой совершенной версией МиГ-23/27 за всю историю и имел современную авионику, новые бортовые компьютеры и дисплеи в кабине, навигационные системы GPS и ГЛОНАСС, проекционный дисплей, кольцевой лазерный гироскоп, новые каналы передачи данных и современные системы радиоэлектронной борьбы. Самолет также получил авиагоризонт, высотомер и указатель воздушной скорости. Но больше всего истребители выиграли от нового радара, который обеспечил превосходную ситуационную осведомленность и позволял атаковать корабли и другие самолеты. Благодаря этим новшествам комплект авионики МиГ-27Н оказался во многих отношениях совершеннее, чем у первых самолетов США и СССР четвертого поколения.Индия же заинтересовалась одномоторными истребителями: в отличие от двухмоторных МиГ-29 или Су-30 они дешевле в эксплуатации. Постсоветская Россия не разработала ни одного нового одномоторного истребителя, но предложила весьма амбициозную программу модернизации индийского парка МиГ-27, причем некоторые из предложенных решений воплотились в прототипе МиГ-27М № 115. Самым заметным изменением в конструкции стала замена двигателя Р-29Б-300 на современный АЛ-31 — тот же, что и на истребителях Су-27 и Су-30, составлявших основу индийского парка. Это облегчило бы унификацию парков МиГ-27 и Су-30 и упростило бы техническое обслуживание, а двигатель АЛ-31, превосходящий по мощности любой западный аналог четвертого поколения, резко улучшил бы летно-технические характеристики МиГ-27. Это, в свою очередь, повысило бы эффективность истребителя в воздушном бою и облегчило поражение сухопутных целей, для чего он изначально и разрабатывался.Турбовентиляторный АЛ-31ФН был на 47 мм короче и почти на 300 кг легче турбореактивного Р-29Б-300, а топлива расходовал на 17% меньше. На индийских Су-30МКИ использовалась модификация АЛ-31ФП. Разработка варианта АЛ-31 для МиГ-23/27 велась с 2003 года — это говорит о том, что Россия могла предложить улучшенные истребители на экспорт, а некоторые даже оставить у себя. Летные испытания модернизированного МиГ-27М №115 проводились с декабря 2007 по февраль 2008 года. Модернизированный истребитель вышел на углы атаки до 22 градусов и показал прирост боеспособности на 22-27%. Российские источники также отмечали, что адаптация воздухозаборников МиГ-27 под АЛ-31 позволила развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость без использования форсажных камер — эта ключевая особенность самолетов пятого поколений и ряда представителей поколения 4+ (например, F-22 и Су-35). Сегодняшним одномоторным истребителям это лишь предстоит.Поскольку опыт сборки МиГ-27 у Индии уже имелся, Россия предложила поддержку в налаживании производства значительно улучшенного варианта. Главная его привлекательность заключалась в том, что он оказался бы дешевле и проще в обслуживании более тяжелого МиГ-35. Предлагалась также установка системы прицеливания "Платан" с ударного истребителя Су-34 — это значительно повысило бы точность наведения. Однако Индия в дальнейшую модернизацию МиГ-27 решила не вкладываться и полностью отменила тендер на новые легкие истребители. Вместо этого Нью-Дели сосредоточился на разработке отечественного истребителя Tejas, оставив за собой возможность приобрести МиГ-35 в будущем. Хотя у МиГ-23/27 был значительный потенциал для модернизации, распад Советского Союза и крах российской экономики в сочетании с доступностью МиГ-29 привели к тому, что он так и не был раскрыт, если не считать различные прототипы.
индия
ссср
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/09/0c/256060677_37:0:1102:799_1920x0_80_0_0_f2741b5b5c3d1d1923c44a7874e730d4.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
military watch magazine, военное дело, индия, ссср, ввс сша, ввс россии, ливийская национальная армия, миг-29, f-16, су-27