Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рено Жирар: "Теперь, когда баланс сил восстановлен, возможны и переговоры"

Известный французский публицист увидел шанс для российско-украинского диалога о мире

© БелТА / Перейти в фотобанкРоссийско-украинские переговоры в Белоруссии
Российско-украинские переговоры в Белоруссии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Считавшийся прежде русофилом публицист газеты "Фигаро" Рено Жирар выступает с так называемой сбалансированной статьей. Сейчас, когда достижение желаний и Киева, и Москвы выглядит равно далеким, самое время приступить к переговорам. Но в логике Жирара есть разрыв: он верит в мирные намерения США и ЕС.
Большая проблема российско-украинской дискуссии состоит вот в чем: для того, чтобы иметь хоть малейшие шансы на успех, необходимо дать шанс "сохранения лица" как российскому руководству, так и украинскому.
Неоднократные победоносные наступления украинской армии под Изюмом, Лиманом и на Херсонском фронте свидетельствуют о том, что Киеву удалось восстановить баланс сил, который в начале борьбы характеризовался перевесом российского противника. Украинская армия более маневренная, она экипирована лучше, чем российская армия. Украина и ее западные союзники стараются доказать делом, что Владимир Путин совершил стратегическую ошибку, начав спецоперацию на территории своего соседа.
Теперь, когда на фронте установлен баланс военных сил, снова становятся возможными политические переговоры между русскими и украинцами. Хотелось бы надеяться, что именно этого хотят крупные державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН.
Американцы, лучшие союзники Украины со времен революции Майдана 2014 года, благодаря качеству своей разведки и поставкам оружия внесли большой вклад в победоносное сопротивление украинских военных. Но традиционно американцы не были сторонниками "войны до победного конца", напротив, они были прагматиками. С прагматической точки зрения, главная задача президента Байдена сейчас в том, чтобы избежать эскалации конфликта — ядерного "Армагеддона" — и, если возможно, добиться прекращения огня. Информация его спецслужб о том, что убийство россиянки Дарьи Дугиной в результате взрыва заминированного автомобиля в Москве 20 августа было делом рук украинцев, — эта информация по воле определенных кругов в США просочилась в прессу. Таким способом, американцы намекают украинцам, что не надо заходить слишком далеко. А русским напоминают, что в Вашингтоне не сидят фанатичные убийцы. Думается, американские официальные лица не могли не обратить внимания на речь Трампа 9 октября, в которой он обвинил их в том, что они ведут мир к ядерному апокалипсису. Трамп чувствует, чего хочет избиратель, а его соперники у власти тоже почуяли, что одно лишь бряцание оружием — слишком примитивное понимание запроса избирателя.
Некоторые комментаторы поторопились сделать вывод, что в российской армии царит общий беспорядок, что тыловые части теряют боевой дух, что конец путинского режима совсем близок, что мы заново входим в 1917 год. На данном этапе надо быть осторожными и не принимать желаемое за действительное. Конечно, мы все хотели бы, чтобы Путин ушел в отставку, чтобы Россия мирно вернулась к своим границам 1991 года, чтобы она отказалась от любого влияния на своих соседей, построила демократическое государство, сократила численность своей армии, отказалась от своего ядерного оружия. В мечтах нам рисуется на месте России что-то вроде большой и миролюбивой Польши. И, конечно, было бы здорово, если бы эта новая Россия установила отношения уважения и дружбы с Украиной, которую Запад предварительно очистил бы от повсеместной коррупции.
Но у этого радужного сценария очень мало шансов сбыться. Не стоит думать, что грандиозный пир Запада не за горами.
Во-первых, Путин, которого россияне считают центристом, не готов уйти и не уйдет. Немногочисленные независимые опросы говорят о том, что большинство населения России по-прежнему поддерживает его. Военный переворот против него маловероятен, так как его хорошо охраняет всемогущая ФСО. Эта Федеральная служба охраны подчиняется непосредственно президенту Путину и насчитывает не менее 30 000 хорошо вооруженных сотрудников.
Да, российская армия уже уступает украинской по некоторым вооружениям, но в целом у нее больший человеческий и технический потенциал. Она больше не будет предпринимать дерзких наступлений, а закрепится на рубежах своих завоеваний и будет терпеливо ждать возможных атак украинских сил, чтобы разгромить их, а потом понемногу продвигаться вперед. На любое нападение на российскую инфраструктуру, как в случае с Крымским мостом, Россия ответит адекватным контрударом, как это было сделано 10 октября 2022 года.
То, что украинская армия гордится своими успехами, не означает, что она полна сил. Украинцы все-таки не готовы как следует жертвовать жизнями своих молодых солдат. Наступление с целью прорыва хорошо укрепленной российской линии фронта рискует быть расценено украинскими депутатами как слишком затратное с точки зрения людских ресурсов. А в Донецкой области местные молодые русские солдаты будут яростно сражаться за свою землю, ведь их города подвергались обстрелам украинской артиллерии с 2015 по 2022 год. Украинцы мыслят по-современному. Да для них возвращение украинского аналога Эльзас-Лотарингии желательно. (Эльзас-Лотарингия — регион Франции, где многие граждане до сих пор говорят дома на немецком диалекте, захвачен Людовиком XIV в семнадцатом веке, а потом возвращен немецкими милитаристами на период 1870-1918 гг.. Считался вечным яблоком раздора между Парижем и Берлином вплоть до периода после 1945 года — прим. ИноСМИ.) Но украинцы не готовы ради этого "обратного захвата" принести в жертву половину всего поколения своих молодых людей.
Большая проблема российско-украинского замирения состоит в том, что для того, чтобы иметь хоть малейшие шансы на успех, переговоры должны дать возможность "сохранения лица" как российского лидера, так и украинского. Сегодня никто еще не нашел чудо-рецепта. Но можно восстановить прямой контакт между Уильямом Бернсом, директором ЦРУ и бывшим послом в Москве, и Николаем Патрушевым, очень влиятельным секретарем Совета безопасности России.
Европейские государства, призывающие украинцев вернуть Крым силой, далеки от реальности. Потому что жители полуострова чувствуют себя русскими и будут защищаться. А наступление на Крым вызвало бы реакцию всего населения России.
Чтобы региональный конфликт не стал мировым, нужно оттеснить ярых сторонников жесткой линии, радикалов с обеих сторон и подготовить почву для возобновления российско-украинских переговоров.