Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему в реальной жизни люди с нешаблонным мышлением побеждают гениев?

Big Think: люди с нешаблонным мышлением выигрывают в соревновании с гениями

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вундеркинды, особенно в эпоху YouTube, стали чем-то вроде видюшек с котятами, пишет автор статьи в Big Think. Играют ли они на музыкальном инструменте, занимаются спортом или разыгрывают шахматные партии — от них невозможно отвести взгляд. Но есть те, кто может составить им конкуренцию.
Дэвид Эпштейн (David Epstein)
Мы мысленно рисуем себе траекторию. Если вундеркинды настолько хороши свои пять или десять, то где они окажутся в 20, 30 или 40? Немного технической подготовки, точечной и ранней, — мои дети навечно будут впереди. Вот только проблема в том, что всё совсем не так.
Я — Дэвид Эпштейн, автор книги "Диапазон: почему в специализированном мире побеждают универсалы".
Так вот, даже если вы не знаете биографию Тайгера Вудса во всех подробностях, то наверняка ее слышали: пожалуй, это самая мощная история успеха наших дней. Первую клюшку отец подарил ему, когда ему было семь месяцев. В два года уже блистал на национальном телевидении и демонстрировал свой замах самому Бобу Хоупу. В три со своей "кьюшкой", как он тогда говорил, он уже освоил песок. Он так тогда и сказал: "Я стану великим гольфистом. Буду как Джек Николас".
Подростком он уже стал суперзвездой. А в 21 год — выбился в лучшие в мире. Полагаю, одна из причин, почему истории о вундеркиндах так занимают, — это что мы мысленно достраиваем некую траекторию, так?
Желание дать своему ребенку преимущество интуитивно понятно. В спорте, например, учат определенным приемам или разучивают технику. В музыке приходится помногу репетировать. А для решения математических задач есть определенные хитрости.
Проблема в том, что это не линейная прогрессия. Мы не в силах верно оценить собственное развитие, потому что запрограммированы выбирать самый быстрый вариант, тогда как во многих случаях в долгосрочной перспективе выгоднее, наоборот, медленное развитие.
Мир можно представить как некую обучающую среду, где каждый должен усвоить какой-то навык. Спектр возможных вариантов широк: от благоприятных условий обучения, где цель понятна, где есть четкие правила, где шаблоны повторяются, а задача остается неизменной, до неблагоприятных, где информация неясна или недоступна, где четких правил нет, где задание постоянно меняется и даже отклик может быть запоздалым или вовсе ошибочным.
Вундеркинды встречаются лишь в "мягких" условиях. Представьте себе что-то вроде шахмат. Преимущество гроссмейстера заключается в умении распознавать повторяющиеся комбинации. Но бóльшая часть сегодняшней работы — полная им противоположность. Условия, наоборот, жесткие: мы попросту не можем рассчитывать, что ситуация будет повторяться, а отклик всякий раз окажется верным.
Для жестокого мира нужна обширная тренировочная база, когда формируются концептуальные рамки и абстрактные идеи, которые в дальнейшем можно будет применять даже в переменчивых условиях — ученые говорят в таких случаях о "периоде выборки".
Весь 20-й век основной вклад вносили специалисты. Но в информационную эпоху, когда информация стала доступнее и распространяется все быстрее, людей, более широких, чем просто специалисты, прибавилось. Именно они сейчас и оказывают основное влияние: они работают в нескольких технологических областях одновременно, заимствуют из одной и переносят в другую, и самое что ни на есть привычное становится необычайным.
Японец Гумпэй Ёкои неважно сдал в университете экзамены по электронике, поэтому пошел на низкооплачиваемую работу техника в компании по производству игральных карт. Эта компания была основана еще в 19-м веке и называлась Nintendo.
И однажды президент компании увидел, как Ёкои со скуки валяет дурака с оборудованием. Он придумал выдвижную руку под названием Ultra Hand. Это устройство на присосках хватало удаленные предметы. Тогда отчаявшийся президент и сказал: "Слушай, сделай из этого игрушку, мы выпустим ее на рынок". И она "выстрелила".
Тогда поэтому президент сказал: "Ладно, отныне ты руководишь отделом игрушек". Ёкои понимал, что работать с передовыми технологиями ему не хватит знаний, но информации кругом нашлось столько, что он позаимствовал понемногу из разных сфер. Вышел труд всей жизни — Game Boy.
Свой подход он назвал нешаблонным мышлением и работой с "увядшей" технологией. "Увядшей" он считал технологию хорошо изученную, легкодоступную и зачастую дешевую, а нешаблонность заключалась в том, чтобы взять нечто из одной привычной области и применить в другой.
Поскольку технология оказалась настолько "увядшей" и настолько знакомой, что программисты Nintendo и других фирм выпускали для нее игры намного быстрее, чем конкуренты, Game Boy стал самой продаваемой консолью 20-го века. К слову, эту же философию Nintendo сохранила и поныне.
Чем больше мы сталкиваемся со стремительно меняющимся миром, когда мы толком не знаем, что делать дальше и какой работа будет в следующем году, через пять или через десять лет, тем больше нам нужны люди широких взглядов, которые могут черпать знания из разных сфер. И один из способов добиться этого практически — это, по сути, краткосрочное мышление.
Я понимаю, звучит не ахти. Цели полагается иметь долгосрочные, вспомните хотя бы речи на церемонии вручения дипломов: "Задумайтесь, кем вы хотите стать через десять или двадцать лет, — и идите к своей цели". Но оказывается, что это не лучший подход, особенно для молодежи.
По сути мы советуем людям выбрать то, чего не знаешь, для работы в мире, который даже себе не представляешь. Тогда как, судя по тому, что мне отвечают, самый главный совет — это не чувствовать себя на обочине, ведь ты наверняка даже не знаешь, куда вообще идти.
Поэтому я считаю, что вместо того, чтобы сравнивать себя с кем-то другим, отталкивайся от себя вчерашнего и продолжай в том же духе.