Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы имеем дело с реальным сокращением размера минимальной заработной платы. Сколько теряют из-за инфляции самые низкооплачиваемые работники? Проверяем.

NDP: самые низкооплачиваемые работники в Польше потеряли более 6% доходов

© Pixabay Image by Andrew Khoroshavin from PixabayПустой кошелек
Пустой кошелек - ИноСМИ, 1920, 19.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, из-за неграмотных действий польского правительства работники, получающие самые скромные зарплаты, с конца 2020 года потеряли более 6% доходов, пишет NDP.
Якуб Шимчак (Jakub Szamczak)
Рассказы партии "Право и справедливость" (ПиС) о том, как нынешнее правительство, в отличие от его предшественников, заботится о трудящихся, это всего лишь пропаганда, не имеющая ничего общего с действительностью. Что касается темпов роста минимальной заработной платы, то запланированное правительством ПиС значительное ее повышение в следующем году – это лишь попытка угнаться за результатами правительства коалиции Гражданская платформа – Польская крестьянская партия (ГП –ПКП). Такой вывод можно сделать, если сравнить реальные зарплаты при нынешней и прошлой власти, то есть с учетом инфляции.
(…)
Средняя реальная заработная плата в корпоративном секторе снижается уже несколько месяцев подряд. Последние данные за ноябрь мы узнаем 20 декабря, но, скорее всего, это отрицательная тенденция сохранится, поскольку инфляция в ноябре составила 17,4% и очень сомнительно, что рост заработной платы превысит ее показатель.
При этом следует учесть, что эти данные, публикуемые официальной статистикой, касаются лишь компаний, имеющих более десяти сотрудников, а это только 40% рынка труда. В микро-компаниях люди получают меньше.
Что делать?
(…)
Что должно делать правительство в условиях высокой инфляции, чтобы защитить зарплаты работников?
"Правильная реакция – это повышение заработной платы и ее минимального размера, чтобы их реальное значение не опускалась ниже уровня инфляции", – объясняет профессор Рышард Шарфенберг (Ryszard Szarfenberg) из Варшавского университета, специалист по борьбе с бедностью.
(…)
Реальная минимальная заработная плата меньше на 6,4%
Как выглядит ситуация в международном измерении, демонстрирует новейший доклад ОЭСР. В нем, в частности, дается сравнение снижения реального размера минимальной заработной платы в период с января 2021 года по сентябрь 2022 года в 30 странах, входящих в данную организацию.
С точки зрения динамики реальной минимальной заработной платы (повышение минимальной заработной платы за вычетом инфляции) Польша находится на 23-м месте (снижение на 6,4%). В Польше ситуация не самая плохая. Инфляция в Эстонии приводит к снижению реальной минимальной заработной платы на 15,4%. США, где минимальная заработная плата не повышается, она снизились на 12,2%, а в Нидерландах, где также отмечается высокая инфляция, это снижение составило 11,1%.
(…)
Механизм повышения минимальной заработной платы
Устанавливая размер минимальной заработной платы, правительства должны соблюдать определенные нормы. Минимальная заработная плата должна вырасти не меньше, чем прогнозируемая инфляция на следующий год. Это открывает дорогу для манипуляций. В бюджете на 2022 год правительство РП заложило абсурдный прогнозируемый показатель инфляции в размере 3,3% и ориентировалось на него до окончания процедуры принятия закона, хотя к концу 2021 года инфляция уже приближалась к 10%.
Это важно, потому что на основе данного показателя не только устанавливается минимально возможное повышение минимальной заработной платы, но и решается, сколько раз она будет увеличиваться – один или два раза в год. Данное обязательство возникает у правительства в том случае, если прогнозируемая инфляция на следующий год превышает 5%. В этом году инфляционный прогноз был настолько низким, что зарплату повысили только один раз. В следующем году у нас будет уже два повышения.
Точное значение минимальной оплаты труда должно быть результатом договоренностей в Совете по социальному диалогу между правительством, работодателями и работниками, но уже многие годы из этих переговоров ничего не выходит. Все заканчивается тем, что правительство устанавливает размер минимальной заработной платы самостоятельно своим постановлением.
Другими словами: у правительства есть рамки, в которых оно должно действовать, но у него же есть возможности манипулировать размером минимальной заработной платы.
(…)
Больше перед выборами
В целом можно отметить тенденцию (независимо от партии) более активного повышения зарплат в год выборов (…). Это в значительной степени относится ко всем выборам в XXI веке, хотя если мы по смотрим на их реальный рост, тенденция перестает быть такой очевидной. Вывод: власть охотно повышает минимальную заработную плату перед выборами, но в отрыве от инфляции.
(…)
При правительстве ПиС номинальная минимальная заработная плата действительно росла значительно быстрее, чем при их предшественниках, но высокая инфляция последних двух лет этот эффект нивелирует, поэтому получается, что во время правления предыдущей коалиции ГП-ПКП реальная минимальная заработная плата росла быстрее. И здесь мало что меняет высокая прибавка в следующем году, которая, как мы уже писали, будет двойной. Номинально она действительно будет высокой – во второй половине 2023 года минимальная заработная плата номинально увеличится на 19,6%.
Прогнозы
(…)
Если использовать прогноз инфляции на 2023 год от ОЭСР (10,8% в Польше), то рост реальной минимальной заработной платы в 2016-2023 годах составит 34,2 процента. За аналогичный период правления ГП-ПКП этот показатель составил 36%.
На основании всех этих цифр можно сделать следующий вывод: рассказы о том, как нынешнее правительство, в отличие от его предшественников, заботится о трудящихся, это всего лишь пропаганда, не имеющая ничего общего с действительностью.
Планируемое значительное повышение минимальной заработной платы в следующем году – лишь попытка угнаться за результатами правительства коалиции Гражданская платформа – Польская крестьянская партия.
Конечно, можно утверждать, что за сегодняшнюю инфляцию отвечает не только нынешнее правительство. Это тезис в какой-то степени верен, но мы не будем сейчас решать, в какой именно. Как бы то ни было, правительство обязано задействовать доступные ему средства для того, чтобы улучшить жизнь граждан и защитить тех, кто находится в группе риска относительно бедности.
(…)
У каждого своя инфляция
Стоит напомнить, что инфляция, о которой ежемесячно отчитывается Главное статистическое управление или Евростат, это средний показатель расходов по всем домохозяйствам. Естественно, структура расходов 10% самых богатых домохозяйств отличается от структуры расходов 10% беднейших. Следовательно, в конечном итоге у каждого получается есть своя инфляция, которая может отличаться от общей (хотя эта разница, как правило, не колоссальна).
(…)
Бедные теряют больше
(…) Одна пятая, беднейшая часть населения бóльшую часть своих расходов тратит на продукты питания (разница в 8,9 процентных пункта c 20% самой богатой части общества) и топливо (разница в 5 процентных пунктов – при этом средняя инфляция в данной категории в 2022 году составляет 31,1%).
Такая зависимость подтверждается для большинства стран ЕС. В Эстонии разница в инфляции для верхних и нижних (по доходам) слоев населения, составляющих по 20% от его общей численности – 5%, в Венгрии – 6%, в Латвии – 7,5%.
Другая ситуация в некоторых более богатых странах. В октябре 2022 года богачи потеряли больше других (хотя различия минимальны) в Германии, Финляндии, Швеции, Испании, Люксембурге. (…)
В Польше, однако, все иначе – бедные слои населения страдают от инфляции сильнее и потому заслуживают более серьезной от нее защиты. (…)