Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Д. Петрович: "Следует новый этап российско-украинского конфликта"

"Нови стандард": реально ожидать выход России ко всей северной акватории Черного моря

© РИА Новости Константин Михальчевский / Перейти в фотобанкРабота РСЗО на Запорожском направлении
Работа РСЗО на Запорожском направлении - ИноСМИ, 1920, 26.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В среднесрочной и долгосрочной перспективе в ходе украинского конфликта реально ожидать выход России ко всей северной акватории Черного моря, а потенциально и к Дунаю, считает собеседник редакции портала "Нови стандард".
Йово Вукович (Jovo Vuković)
Наш собеседник Драган Петрович — трижды доктор наук (экономики, истории и географии), автор 40 книг, в том числе нескольких о России и Украине и об отношениях между этими двумя странами. Некоторые его труды, в которых он рассматривает международные политические отношения, изданы за рубежом: в Соединенных Штатах Америки, Германии, Италии, Румынии. В интервью нашему изданию он сказал, что в Европе из-за перебоев в поставках энергоносителей из России могут начаться серьезные народные волнения. Кроме того, по его словам, Сербию вряд ли ждет "повторение 1999 года", если она не признает Косово.
— "Нови стандард": По прошествии десяти месяцев вооруженного конфликта на Украине в мире, похоже, крепнет убежденность, что вооруженные действия продолжатся, а шансов на мирные переговоры мало. При этом есть много признаков того, что часть Запада склонна к поискам решения за столом переговоров. Что вы думаете об этом и считаете ли, что продолжение вооруженного конфликта — это следствие неправильной российской тактики на данном этапе, и что дело идет к разрастанию конфликта вплоть до ядерной войны?
Драган Петрович: Все говорит о том, что вооруженный конфликт на Украине продолжится и даже ужесточится в течение зимы, а скорее всего, и на протяжении большей части грядущего 2023 года. Но я не верю, что существует вероятность ядерной войны, так как на самом деле никто всерьез не угрожает таким вариантом, ведь он чреват концом света. Мы видим, как Вашингтон очень решительно отбивает попытки Киева втянуть Североатлантический альянс в конфликт с Российской Федерацией, поскольку тогда худший сценарий действительно стал бы реальностью. Политическое руководство в Москве и Киеве сейчас не демонстрирует какой бы то ни было готовности к скорому диалогу для поисков выхода и прекращения вооруженного конфликта. Они по-прежнему сосредоточены на максимальной готовности к новым боевым операциям на очень протяженном фронте.
Стоит отметить, что главная причина конфликта — политика исключительности, которую президент Владимир Зеленский и руководство Украины проводят уже давно. Она основана на "завоеваниях" путча 2014 года. С тех пор мало кто думает о соответствии структуры и идентичности Украины, при этом все жестче принуждают значительную часть русскоязычного населения изменить свою идентичность, а там преобладают прихожане Украинской православной церкви, относящейся к Московской патриархии. На самом деле речь идет о навязывании при помощи антлантической геополитики модели "Украина как анти-Россия". Россия этому, разумеется, воспротивилась из-за непреходящей обязанности защищать "свой народ", где бы он ни проживал. На Западе, который посредством Североатлантического альянса оказывает мощную поддержку Украине и вооружает ее силы, по-прежнему царит нарратив о том, что в войне виновата исключительно Российская Федерация. И это тоже не способствует повороту к миру путем переговоров, которые, скорее всего, будут вести не только две противоборствующие сегодня стороны, то есть Украина и Российская Федерация. Москве пришлось выбирать из двух зол: или "Украина как анти-Россия", или конфликт. Кремль выбрал второе, будучи уверенным, что это меньшее из зол. Вооруженный конфликт, который начала Российская Федерация, вскрыл многие ее преимущества, но и многие слабости.
— В вооруженный конфликт с самого начала включена и "третья сторона"?
— Разумеется. Неуступчивость Украины отражает, прежде всего, неуступчивость Соединенных Штатов Америки, а также Великобритании и Североатлантического альянса в отношении Российской Федерации. Страны Европейского союза в своем мнении о Российской Федерации разделились по принципу "старая Европа" и "новая Европа". Но эти различия не находят выражения и не приводят к мирным инициативам, поскольку под диктовку Соединенных Штатов Америки Европейский союз должен сохранять декларативное единство так называемого Западного мира. В первом блоке — лидирующие государства Европейского союза, его основатели: Франция, Германия и Италия, которым выгодно сотрудничество с Российской Федерацией из-за ее энергетических и разных других богатств. В другом блоке — те страны, которые слепо следуют диктату Соединенных Штатов Америки: Польша, государства Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Румыния. Их переполняет ненависть к России, и они готовы изо всех сил поддерживать воинственный режим в Киеве.
К настоящему моменту в ходе вооруженного конфликта со множеством жертв и потерь обе стороны сумели добиться определенных успехов, что само по себе дало и Российской Федерации, и Украине надежду на то, что в предстоящий период они смогут сделать больше, чем прежде, то есть смогут исправить некоторые совершенные ошибки, чтобы добиться того, что для них станет победой. Российская Федерация в первые месяцы боев, то есть специальной военной операции, добилась результатов на южном и восточном направлении. России удалось соединить их в единую территорию и включить в систему обороны, созданной в Донбассе. В этих действиях участвовали около 160 тысяч профессиональных военных, к которым присоединились добровольцы из Луганской и Донецкой народных республик. Летом и осенью ситуация на фронте, однако, серьезно изменилась. За этот период Украина совершила несколько успешных контрударов, благодаря мобилизации большого количества сил и огромной военной и иной помощи от Североатлантического альянса, (пока) ее верного союзника. Украинские силы тогда стали в несколько раз сильнее и сократили отрыв от Российской Федерации в области вооружений. После успешного наступления в Харьковской области, а затем и взятия Красного Лимана украинцы добились очень значительных результатов в Херсонской области после ожесточенных боев.
— Отступление российских сил из Херсона, похоже, привлекло особое внимание общественности и СМИ в мире. Российская Федерация преподнесла это как "тактический ход", а украинцы и их западные союзники утверждают, что речь о "большом поражении России". Как вы оцениваете это событие?
— Прежде всего скажу, что успехи украинцев, о которых я сказал, несомненно, явились результатом определенных слабостей и просчетов российского политического руководства, которое из-за отсутствия общественного и политического консенсуса относительно ведения всей операции затянуло с некоторыми действиями. Прежде всего, я говорю о привлечении дополнительных сил. Мобилизацию, в чем я уверен, нужно было проводить намного раньше. Впоследствии это привело к уходу российских войск в оборону на юго-востоке Украины, потере части взятых территорий и, наконец, отступлению по тактическим соображениям с правого берега Днепра и города Херсона.
Истрепавшиеся флаги ЕС и Греции  - ИноСМИ, 1920, 07.11.2022
Кульминация западного паразитизмаЗапад уже начал паразитировать на самом себе, экономически разрушая Европу ради выгоды США, пишет "Нови стандард". В перспективе это приведет к дальнейшему ослаблению западного геополитического блока, который из категории влиятельных сил превратится в мировую периферию.
Херсон можно рассматривать и объяснять с разных позиций, искать скрытые причины и последствия. С моей точки зрения, на Днепре и в Херсоне наиболее отчетливо стало понятно, что Россия начала большую военную операцию с меньшей по численности армией, чем требовалось. Российское преимущество в вооружениях оказалось недостаточным, в том числе потому, что украинцам удалось благодаря поставкам оружия и военного оснащения со стороны Североатлантического альянса "подтянуться". Взятие украинцами Херсона, который после референдума стал частью Российской Федерации и столицей федерального субъекта, нанесло серьезный политический удар по Москве. Его усугубили колонны беженцев, которые двинулись в российские регионы. С другой стороны, успех под Херсоном воодушевил украинских бойцов и дал Владимиру Зеленскому и политической верхушке вескую причину для того, чтобы требовать продолжения помощи у своих западных союзников. Уход россиян из Херсона Киев, задействовав все каналы, преподнес как ясный признак того, что он "может победить оккупанта и сохранить Украину целой". Однако военная удача переменчива.
После Херсона русские поняли, что для продолжения конфликта нужно увеличивать силы и менять тактику. Назначение генерала Сергея Суровикина на должность командующего специальной военной операцией и изменение образа действий открыли перспективу к тому, чтобы Российская Федерация через месяц другой полностью перехватила инициативу на поле боя. Уже начались бомбардировки в глубине украинской территории, и постепенно поступает подкрепление с полигонов после обучения (было мобилизовано около 300 тысяч солдат). Все это дает надежду на то, что цель будет достигнута. Сейчас российские силы удерживают некоторую инициативу только в Донбассе, где пытаются взять Бахмут, Авдеевку и Угледар, стратегически очень важные города. В то же время украинская сторона после достигнутого зенита все чаще сталкивается с рядом проблем, ограничивающих дальнейшее ведение войны в тяжелых условиях зимы. Украинцев по-прежнему держит наплаву помощь с Запада, но неизвестно, до каких пор Соединенные Штаты Америки и Североатлантический альянс будут готовы повышать ставки для Киева. Кроме того, в странах Европейского союза все громче ропот из-за беспрестанных поставок оружия и денег киевскому режиму. Под вопросом и призыв иностранных добровольцев в украинскую армию, которые сейчас едут в основном из Польши.
— Западные страны и Североатлантический альянс с начала вооруженного конфликта поддерживают режим в Киеве по двум направлениям. Во-первых, оружием и, во-вторых, санкциями против Российской Федерации. Как вы оцениваете эффективность этих санкций, и слабее ли Россия сегодня, чем была в начале специальной военной операции на Украине?
— Экономика Российской Федерации, не столкнувшись с особыми проблемами, выдержала удар санкций, которые Запад под предводительством Соединенных Штатов Америки вводит против нее волнами. Таким образом это наказание не привело к политическим и социальным потрясениям в России, а точнее к выражению нелояльности населения к текущей государственной политике. Лишь часть общественной элиты, прежде всего богачи, выразили несогласие с властью, а это вообще старая проблема российского общества. Похоже, именно часть этих сил и то, что известный политический теоретик Александр Дугин называет "пятой и шестой колонной", и на этот раз сформировали блок сопротивления специальной военной операции на Украине. Проще говоря, часть российской элиты, которая в 90-е годы разбогатела сомнительным путем, оказывает вредное влияние в общественной и политической жизни, и ее интересы зачастую не согласуются с интересами российского государства и народа. Например, эти круги выступают против разрыва добрых отношений с Западом, даже если это вредит национальным интересам. Впечатление такое, что решения о референдуме и частичной мобилизации дали ход процессам выгодным для государствообразующих и национальных сил России. Большим успехом Российской Федерации можно считать и тот факт, что государства, не входящие в коллективный Запад, не согласились ввести санкции против Москвы и продолжили сотрудничество с ней. Я говорю, прежде всего, о государствах БРИКС и ШОС, а также об организациях на постсоветском пространстве.
— Тем не менее рано или поздно вооруженный конфликт должен закончиться. Какой исход вы ожидаете, учитывая, что обе стороны не отступают от максималистских требований. Российская Федерация и не думает отказываться от четырех присоединенных областей, а Украина утверждает, что никогда не согласится на это, и кроме того, хочет вернуть еще и Крым.
— Я много раз это говорил и повторю снова. Шансов на то, что Россия проиграет в вооруженном конфликте, мало. Точно так же мало шансов на то, что она откажется от того, ради чего все и затевала. Россия только сейчас в полной мере задействует свои колоссальные возможности для успешных боевых действий. Вне зависимости от того, кто будет участвовать в переговорах, наиболее реальным мне кажется вариант, при котором Российская Федерация сохранит четыре уже присоединенные области или большую часть их территорий (в исключительном случае), уступив некоторые регионы на русскоязычном юго-востоке Украине. Требование Украины о возвращении ей Крыма, которое Владимир Зеленский повторяет как мантру, ни к чему не приведет. Миссия, как говорится, невыполнима. Вопрос, как Запад может отреагировать на такой исход. Возможно, в рамках компромисса он примет "российское расширение", а может, и воспротивится, что будет означать продолжение сегодняшней холодной войны и ускорение формирования многополярного мира. Украинский кризис и так мощно стимулировал этот процесс. Вероятно, в долгосрочной перспективе присоединение русскоязычного юго-востока Украины (Новороссии) к Российской Федерации укрепило бы ее позиции. С другой стороны, возможное вступление Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс, продление экономических санкций против Москвы и обострение отношений с коллективным Западом могли бы нанести определенный ущерб и Российской Федерации. Какой — будет зависеть от того, насколько коллективный Запад останется монолитным в своей политике в отношении Российской Федерации. Сейчас единство есть, но нет гарантий, что так останется и впредь. Я не ожидаю, что на переговорах о мире речь пойдет о военных преступниках с обеих сторон, хотя Владимир Зеленский, Джо Байден и еще некоторые политики Запада несколько раз угрожали Владимиру Путину тем, что он понесет ответственность за преступления, совершенные во время этого вооруженного конфликта.
Строительство газопровода Северный поток-2 в Германии - ИноСМИ, 1920, 08.11.2022
Экономическое самоубийство Европейского СоюзаВ Европе падает уровень жизни и дестабилизируется политическая обстановка, пишет "Нови Стандард". Усиливаются дезинтеграционные процессы. Во всем этом ЕС виноват сам, считает автор статьи. Он добровольно и осознанно сдался на милость США и поддержал их решение "ударить" по России.
Вообще вооруженный конфликт на Украине очень повлияет на оценку всей эпохи Владимира Путина. До настоящего времени эту эпоху ознаменовали определенные успехи. Уже в начале его первого президентского срока, в мае 2000 года, была проведена территориальная реорганизация Российской Федерации. Появились семь (сейчас восемь) федеральных округов, которые существуют вместе с разделением на 89 субъектов федерации. Во-вторых, экономика Российской Федерации окрепла, и выросли все важнейшие экономические показатели. Сгладились социальные различия. Правда, в этой области можно было сделать и больше, так как власть олигархов сохранилась, хоть и в ограниченном виде. Много было сделано в демографии. Но демографический спад опять заметен в последние несколько лет. До спецоперации на Украине авторитет Российской Федерации в ее регионе и в мире рос, и появился Евразийский экономический союз. Для России проблему представляет, в первую очередь, слишком большая доля энергоносителей и их продуктов в экспорте и недостаточно сглаженное социальное неравенство. Поэтому исход украинского вооруженный конфликт будет очень важен для оценки всей эпохи Владимира Путина, в том числе его самого как политического лидера и государственника.
— Во время российско-украинского вооруженного конфликта Запад усилил давление на нашу страну, чтобы Сербия признала независимость так называемого Косово и ввела санкции против Российской Федерации. Режим Курти в Приштине пользуется этим и все больше угрожает безопасности косовских сербов. Если вооруженный конфликт продолжится, какие это может иметь последствия для Сербии, а в особенности для Косово и Метохии? Можно ли полностью исключить применение силы по примеру 1999 года?
— Атлантические и, возможно, в чуть меньшей степени евросоюзные центры власти могут давить на сербов в ряде вопросов, начиная с Косово и Республики Сербской и заканчивая санкциями против Российской Федерации. Они могут действовать самым жестоким образом, злоупотреблять албанским политическим руководством, во главе которого сейчас стоит Альбин Курти. Однако какими бы ни было давление и угрозы, мы никогда не отречемся от Косово и Метохии. Я уверен, что повторения 1999 года не будет из-за нашей твердости и последовательности. Ведь по сравнению с тем, трагичным для нас, годом соотношение сил в мире очень изменилось, а репутация Сербии в международном сообществе сегодня намного лучше, чем 23 года назад. Наша задача, в том числе ради Косово и Метохии, — работать над культурными и экономическими связями сербского народа в регионе, прежде всего в Сербии, Республике Сербской и Черногории. С другой стороны, как я думаю, решение украинского вопроса, в котором я предвижу окончательный успех российской стороны, может очень помочь нам, сербам. В новой геополитической ситуации мы освободимся от продолжительного и сильного давления западных сил, спонсоров ложной косовской независимости. Каким бы ни были шантаж и обещания, мы не смеем вводить санкции против Российской Федерации, так как это нанесет огромный экономический и политический ущерб Сербии. Я бы подчеркнул следующее: в среднесрочной и долгосрочной перспективе реально ожидать выход Российской Федерации ко всей северной акватории Черного моря, а потенциально и к Дунаю, что, несомненно, окажет долгосрочное положительное влияние на геополитику Балкан и сербских регионов.
— Предвидите ли вы какие-то другие изменения границ на постсоветском пространстве в будущем?
— Присоединение четырех областей, помимо Крыма, к Российской Федерации не обязательно будет окончательным изменением границ в этом вооруженном конфликте. По решению соответствующих органов Российской Федерации по такой же модели, то есть после референдума и последующего решения государственных органов РФ, возможно, присоединение и других областей Украины. Исходя из структуры населения и исторических обстоятельств, я предполагаю, что потенциально к этому ближе всего Харьковская, Днепропетровская, Николаевская и Одесская области, которые в основном русскоязычные. Станет ли какая-то из этих областей частью Российской Федерации, зависит от ряда обстоятельств, связанных с украинским вооруженным конфликтом. Также все эти обстоятельства повлияют и на форму устройства и статус Украины, как и на то, кто будет стоять у власти в Киеве. Я уже говорил, что скептически оцениваю вероятность проигрыша Российской Федерации в этом конфликте. Однако неизвестно, на каком этапе он завершится.
Реальным кандидатом на вхождение в состав Российской Федерации я считают и русскоязычную Тираспольскую область, уже отделившуюся от Молдавии. Южная Осетия заявила о присоединении к Российской Федерации, и геополитически к ней склоняется Абхазия. Эти две области отделились от Грузии, и после кавказской войны 2008 года Москва признала их независимыми государствами. Наконец, кандидатом на присоединение к Российской Федерации может стать северная часть Казахстана, в основном населенная русскими и русскоязычным европеоидным населением, которому требуется автономия или особый статус. Прибалтийские республики проводят русофобскую политику, хотя, например, в Латвии и Эстонии более трети населения — русские и русскоязычные. В каком направлении будут развиваться события, конечно, зависит и от отношений на постсоветском пространстве, международного порядка. Но, безусловно, ясно, что в советский период большевистское руководство и советская верхушка проводили границы произвольно, и сегодня остаются возможности для их коррекции.
— Ввиду зависимости от российских энергоносителей Европа, как никогда прежде, боится грядущей зимы. Чего можно ожидать?
— Сокращение поставок российского газа в Европу в качестве ответа Москвы на санкции Запада вызвало у европейцев страх замерзнуть "сибирской зимой", а также привело к спаду экономической активности. Международный валютный фонд предупредил, что из-за "замерзания" и проблем в производстве Европе грозят народные беспорядки. Насколько мне известно, подобные выступления уже были в некоторых государствах-членах Европейского союза еще тогда, когда календарная зима не началась. Вспомните, например, октябрьский народный бунт во Франции, который возглавил лидер левых Меланшон, или отставки правительств в некоторых странах, в том числе в Великобритании и Италии. Рассказы политического руководства европейских стран о том, что замену российским энергоносителям найти легко, совершенно не соответствуют действительности. Просто потому, что поиск альтернатив занимает время и требует денег. Ближайшие недели дадут нам ответ на вопрос, насколько российско-украинский вооруженный конфликт изменит нормальную жизнь европейцев, так как пока снега и сильных морозов в Европе нет. В государствах Европейского союза живет население, которое в целом из-за ряда интересов не слишком поддерживает санкции против Российской Федерации и не хочет испытывать на себе последствия этих мер, особенно в экономике. С элитой история другая, но и она поддерживает сотрудничество с Россией. Однако СМИ, политическая верхушка и чаще всего сама власть по-разному связана с антлантической геополитикой и глобалистами и мало думает об интересах собственного народа. Исключение тут составляет только Венгрия, где правительство Виктора Орбана отказалось вводить санкции против Российской Федерации, объяснив это тем, что подобный шаг не соответствует интересам венгров. Легко заметить, что продление санкций против Российской Федерации усугубляет кризис в Европе, прежде всего экономический, а также обостряет напряженность между народами и их избранными представителями.