Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Покупатели золота нарастили закупки до рекордных объемов за 55 лет

FT: рекордные закупки золота в мире признак нежелания полагаться на доллар

© РИА Новости Павел Лисицын / Перейти в фотобанкОткрытие линии по производству банковских слитков на Екатеринбургском заводе
Открытие линии по производству банковских слитков на Екатеринбургском заводе - ИноСМИ, 1920, 29.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аналитики говорят, что больше всех золота в 2022 году приобрели Китай и Россия, и это признак их нежелания полагаться на доллар, пишет FT. Центральные банки незападных стран также стремятся диверсифицировать свою деятельность и уйти от доллара.
Гарри Демпси (Harry Dempsey)
Центральные банки скупают золото невиданными с 1967 года темпами, при этом крупнейшими покупателями аналитики назвали Китай и Россию. Это свидетельствует о стремлении ряда стран диверсифицировать свои резервы, отказавшись от доллара.
Как показали данные финансируемого промышленностью Всемирного совета по золоту, годовой спрос на драгоценный металл побил рекорд последних 55 лет. Кроме того, оценки за прошлый месяц намного превышают официальные данные центральных банков, что стало поводом для домыслов насчет личности покупателей и их мотивов.
"Золотое бегство" центральных банков происходит на геополитическом фоне недоверия, сомнений и неуверенности, поскольку США и их союзники заморозили долларовые резервы России, отметил Адриан Эш, глава отдела исследований BullionVault, торговой площадки золотом.
Последний раз такой уровень покупок наблюдался в переломный для мировой валютной системы момент. В 1967 году европейские центральные банки закупили огромные объемы золота в США, и это привело к скачку цен и краху Лондонского золотого резерва. Кроме того, это ускорило кончину Бреттон-Вудской системы, при которой доллар был привязан к драгоценному металлу.
По оценкам Всемирного совета по золоту за прошлый месяц, официальные финансовые учреждения мира купили в общей сложности 673 тонны. Причем только в третьем квартале центральные банки купили почти 400 тонн — это трехмесячный рекорд с начала публикации ежеквартальных отчетов в 2000 году.
При этом даже консервативные оценки этого совета превышают заявленные закупки, о которых сообщалось МВФ и отдельными центральными банками, в 333 тонны за девять месяцев до сентября.
Официально закупки в третьем квартале возглавила Турция с 31 тонной, в результате чего доля золота в ее общих запасах выросла до 29%. За нею последовал Узбекистан с 26 тоннами, а в июле крупнейшее ежемесячное приобретение за всю историю наблюдений с 1967 года осуществил Катар.
Расхождение между оценками совета и официальными данными, отслеживаемыми МВФ, отчасти объясняется тем, что помимо центральных банков покупать и хранить золото в странах вроде России, Китая и других могут и другие госучреждения — причем не декларируя закупки как резерв.
Признавая закупку (возможно, в попытке донести свою скромную роль), Народный банк Китая сообщил ранее в этом месяце, что в ноябре нарастил свои запасы золота впервые с 2019 года, прибавив 32 тонны на сумму около 1,8 миллиарда долларов. Однако золотодобывающая промышленность говорит, что китайские закупки почти наверняка выше.
Марк Бристоу, исполнительный директор Barrick Gold, второй по величине золотодобывающей компании в мире, сообщил со ссылкой на многочисленные источники, что Китай купил около 200 тонн золота.
Стратег по металлам из компании по торговле драгоценными металлами MKS PAMP Ники Шилз добавил, что цены на золото упали бы в ноябре примерно на 75 долларов, если бы НБК купил только 32 тонны. В ноябре золото торговалось по цене до 1 787 долларов за тройскую унцию и с тех пор вскарабкалось выше 1 800 долларов.
Санкции создали серьезные проблемы российской золотодобывающей отрасли — крупнейшей в мире после Китая — при продаже за границу. По данным MKS PAMP, Россия производит порядка 300 тонн в год, однако лишь 50 тонн из них приходится на внутренний рынок.
В то же время западные правительства заморозили 300 миллиардов долларов российских валютных резервов посредством санкций. По словам Шилза, это поставило перед незападными странами вопрос ребром: "А нужно ли нам столько долларов, когда правительства США и западных стран смогут конфисковать их в любой момент?".
По словам Эша, российские закупки желтого металла повторяют стратегию Южной Африки во время санкций эпохи апартеида по поддержке отечественной добычи за местную валюту.
"Учитывая ограничения на экспорт, логично предположить, что это российский центральный банк", — заметил товарный аналитик UBS Джованни Стауново.
Центральный банк России прекратил публиковать ежемесячные отчеты о своих резервах вскоре после начала боевых действий. Его чиновники закупки золота опровергли.
"Наших золотовалютных резервов сейчас достаточно. У нас нет конкретной задачи по их накоплению", — заявила в середине декабря глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Однако чиновники ЦБ давно делают стратегическую ставку на увеличение золотых резервов. В 2006 банк назвал желательным, чтобы золото составило 20-25% его активов. В феврале 2022 года, по последним на сегодняшний день данным ЦБ, на золото приходилось 20,9% его резервов. По данным швейцарского частного банка Julius Baer, ЦБ сократил свои вложения в казначейские облигации США до всего двух миллиардов долларов с более чем 150 миллиардов долларов в 2012 году, нарастив при этом золотые резервы более чем на 1 350 тонн на сумму почти 80 миллиардов долларов в текущих ценах.
Глава отдела перспективных исследований Julius Baer Карстен Менке считает закупки России и Китая признаком их нежелания полагаться на доллар в дальнейшем.
"Сигнал этих центральных банков при переходе на золото таков: мы не хотим, чтобы доллар оставался нашим основным резервным активом", — сказал Менке.
Некоторые представители отрасли предполагают, что правительства Ближнего Востока также пускают часть доходов от экспорта ископаемого топлива на покупку золота — скорее всего, через суверенные фонды благосостояния.
Ближайшие месяцы покажут, были ли рекордные закупки центральных банков оппортунистическим рывком на фоне упавших цен или более глубинным структурным сдвигом.
Даже с учетом того, что цены с тех пор восстановились примерно до 1 800 долларов за тройскую унцию, мало кто поручится, что установка на диверсификацию резервов центральных банков в ближайшее время изменится.
Старший аналитик по сырьевым товарам французского инвестиционного банка Natixis Бернар Дахда сказал, что из-за деглобализации и геополитической напряженности центральные банки незападных стран стремятся диверсифицировать свою деятельность и отказаться от доллара, и это "основополагающая тенденция как минимум на ближайшее десятилетие".
Статья написана при участии Анастасии Стогней из Риги