Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Су-57 против МиГ 1.42: почему бюджетный российский истребитель-невидимка вдвое дешевле своего советского предшественника

MWM: России больше не по карману щедрое финансирование своих ВВС

МиГ 1.44 МФИ - ИноСМИ, 1920, 20.03.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Окончание программы МиГ 1.42 стало поворотным моментом в истории российской авиации, пишет MWM. После тесного соперничества с США, начиная со сталинской эпохи, она проиграла в гонке пятого поколения истребителей. Автор статьи связывает это со "скромным" финансированием.
Российский истребитель пятого поколения Су-57, который разрабатывается с начала 2000-х и поступил на вооружение в 2020 году, не был первой программой своего поколения в стране. Истребители пятого поколения начали разрабатываться еще в конце 1970-х годов — причем, как в Советском Союзе, так и в США. В них был представлен целый ряд новых технологий по сравнению с предшественниками. В первую очередь это планер-невидимка с внутренней подвеской вооружения, радар с активной фазированной антенной решеткой, передовое сочетание датчиков, сетецентрические возможности, стеклянная кабина и сверхзвуковой крейсерский полет без использования форсажных камер двигателей — все это обеспечивало огромные преимущества над самолетами предыдущих поколений. Американские разработки по программе Advanced Tactical Fighter ("Передовой тактический истребитель") после значительных задержек достигли кульминации с поступлением на вооружение истребителя F-22 Raptor в декабре 2005 года. Советский же аналог Raptor разрабатывался конструкторским бюро Микояна и, предполагалось, что поступит на вооружение в 2000-2005 годах.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
МиГ 1.42, прямой предшественник Су-57, был крайне многообещающим истребителем для своего времени. Это отражало тот факт, что СССР имел гораздо больший оборонный бюджет и более высокий статус в новых технологиях, что позволяло проводить как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, так и закупки в гораздо больших масштабах. Самолет прошел проверку ВВС в 1991 году после более чем десятилетия разработки и развил максимальную скорость 2,6 Маха при дальности полета в 4 000 км — гораздо больше, чем у F-22. Его двигатели АЛ-41Ф развивали гораздо бóльшую тягу и имели высочайшую тяговооруженность по сравнению с другими двухдвигательными истребителями — сопоставимую с силовой установкой F135 однодвигательного F-35, которая поступила на вооружение в 2015 году. Считалась, что его РЛС с дальностью обнаружения 420 км и способностью отслеживать до 40 целей одновременно значительно опередила свое время — даже сегодня немногие истребители могут похвастаться сопоставимыми датчиками.Предполагалось также, что истребитель получит ряд других доселе не встречавшихся технологий — включая плазменную систему невидимости, которая снизит его радиолокационное поперечное сечение на несколько порядков. Наконец, его ракеты Р-77М превосходили по своим характеристикам остальные боеприпасы истребителей ВВС России как минимум до 2020-х. Однако впечатляющие характеристики МиГ 1.42 возымели свою цену: по оценкам, одна такая машина с оборудованием обошлась бы примерно в 70 миллионов долларов (в ценах 2020 года). Правда, отчасти это следствие падения эффективности российского ВПК после распада Советского Союза.
В итоге программу МиГ 1.42 свернули по нескольким причинам, в частности, из-за невыгодной Министерству обороны России закупочной стоимости на фоне серьезного экономического спада в 1990-х. За то десятилетие оборонный бюджет сократился примерно на 5-8% по сравнению с уровнем конца 1980-х годов. Первый полет демонстрационного образца был отложен более чем на шесть лет из-за нехватки финансирования на разработку необходимой авионики. Он состоялся уже в 2000-х, когда планер во многом успел устареть. Вскоре проект и вовсе был отменен в связи с высокими расходами. Хотя наработки для МиГ 1.42 легли в основу Су-57, чья разработка началась в 2002 году, новая программа по-видимому изначально рассчитывалась под гораздо более скромные ВВС с меньшими потребностями и более компактной технологической базой.
МиГ 1.42 разрабатывался с нуля и был призван обеспечить наивысшие технические характеристики с точки зрения тогдашней советской науки. При этом Су-57 был в большей степени производной от своего предшественника четвертого поколения Су-27, чьей заменой и должен был стать МиГ 1.42. В силу значительных сходств в конструкции Су-57 нередко высмеивали, называя его "фланкёром-невидимкой" (по классификации НАТО Су-27 называется Flanker или "Фланкёр"). Его технологии и технические характеристики действительно оказались гораздо менее передовыми для своего времени — причем, это было бы так, даже если бы ввод в эксплуатацию состоялся строго по графику в 2015 году, а не откладывался до 2020-х. С другой стороны, более консервативная конструкция Су-57 получила ряд преимуществ — и это не только относительно низкие эксплуатационные расходы, но и простота интеграции в общий парк истребителей, чей костяк составляют разные модификации Су-27.
Стоимость Су-57 с оборудованием оценивается примерно в 35 миллионов долларов — вдвое меньше, чем у МиГ 1.42. Таким образом крупномасштабные приобретения для стесненного в средствах российского государства гораздо выгоднее. Хотя это по-прежнему почти вдвое дороже самой передовой модификации Су-27 (для сравнения, Су-35 стоит всего порядка 18 миллионов долларов), но для истребителя пятого поколения это крайне мало. Это особенно важно, поскольку российские ВВС в принципе слишком малы и крупномасштабного производства Су-57 не потянут. Поэтому придется наладить обширный экспорт — это обеспечит значительную экономию за счет масштаба. Ранее ту же динамику мы наблюдали на примере Су-27 и Су-30, когда подавляющее большинство самолетов производилось за границу.
В итоге Су-57 разработан для нужд современного российского авиапарка в стране, которая значительно отстала от пятерки крупнейших экономик мира и перестала считаться одним из лидеров в ключевых новых технологиях и боевой авиации. А МиГ 1.42 разрабатывался для нужд Советского Союза, и вторая по величине экономика в мире могла себе позволить щедрое финансирование своих ВВС. Окончание программы МиГ 1.42 стало поворотным моментом в истории российской авиации. После равной конкуренции с США со сталинской эпохи и конца 1940-х гонку пятого поколения она фактически уступила. В результате лишь Китай и США развернули на сегодняшний день эскадрильи истребителей пятого поколения, тогда как Россия перестала считаться серьезным соперником для лидеров отрасли в борьбе за первенство в будущем шестом поколении.