Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Катастрофа Национального плана восстановления, или Что от чего зависит

RMF FM: польский План восстановления экономики рушится - нет денег

Еврокомиссия - ИноСМИ, 1920, 03.06.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из-за проблем с судебной системой Варшава не может получить средства из фонда ЕС для восстановления экономики после пандемии, сообщает RMF FM. Это происходит по нескольким причинам. Недавно к ним добавились планы создания в Польше комиссии по изучению российского влияния, что беспокоит Еврокомиссию.
Томаш Скоры (Tomasz Skory)
Все больше проблем накапливается вокруг доступа к средствам для польского Национального плана восстановления (НПВ). Несмотря на то, что план был принят еще год назад, польское правительство до сих пор не подало заявку на получение под него денег. Текущие проблемы в правящем лагере отодвигают его реализацию на все более далекую перспективу.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Блокада первая – президентская

Власти могут обратиться за выплатами только после того, как в силу вступит закон, передающий дисциплинарные дела судей из Верховного суда в Высший административный суд. Однако президент Анджей Дуда закон не подписал, а обжаловал его в Верховном суде. И в связи с этим возникла серьезная проблема.

Блокада вторая – судебная

Группа судей Конституционного суда, утверждающих, что срок полномочий президента Юлии Пшилембской (Juliа Przyłębskа) истек в декабре прошлого года, не подчиняется ее распоряжениям. В такой ситуации суд не может рассмотреть апелляцию президента. Для рассмотрения требуется полный состав Конституционного суда, то есть 11 судей. Таким образом, закон о Верховном суде не может вступить в силу, а это, в свою очередь, не позволяет правительству подавать ходатайство о выплате средств для НПВ.

Блокада третья – Сейм

Депутаты правящей партии внесли в Сейм проект сокращения считающимся полным состава суда с 11 до 9 судей; именно столько судей готовы выносить решения по апелляции президента. Однако работа над проектом по разблокировке Конституционного суда была парализована из-за возражений депутатов от партии "Суверенная Польша". Кроме них, партии "Право и справедливости" рассчитывать в Сейме не на кого, поскольку вся оппозиция сочла эту идею политической игрой и недопустимыми манипуляциями с законодательством, рассчитанными на получение сиюминутных результатов.
Проект, почти готовый к голосованию на последнем заседании Сейма, был заблокирован на этапе внесения самими авторами поправки...о продлении срока его вступления в силу.

Поздно, все позже

Попытки преодолеть эти блокировки постепенно перемещаются на все более поздний срок. Правительство еще полгода назад рассчитывало, что президент подпишет закон о Верховном суде и это решит проблему. Вместо этого президент направил законопроект в Суд, и Суд на днях опять не собрал необходимое количество судей и отложил слушание до конца июня.
Сейм, в свою очередь, отложил разблокировку Суда с предыдущего на следующее заседание, запланированное на середину июня, однако необходимый для этого закон еще должен пройти Сенат (который имеет на его оценку 30 дней), а затем еще раз Сейм.
Евросоюз - ИноСМИ, 1920, 15.04.2023
Польша потеряет огромные деньги. Еврокомиссия отклонила ходатайство властейВ ближайшее время Еврокомиссия взыщет с Варшавы огромную сумму по просроченным штрафам за нарушения в области организации судебной системы страны, сообщает RMF FM. Ходатайство Польши об отмене штрафов было отклонено. Варшава обязана платить по миллиону евро в день.

Блокада четвертая – Конституционный суд ЕС

Описанный выше каскад проблем, с которыми уже полгода не справляются создающие их власти (в лице Сейма, президента и Суда), безусловно, велик, но он хотя бы позволяет прогнозировать события и сроки. Но существуют и внешние факторы, в том числе имеющие существенное, если не критическое значение.
В ближайший понедельник, 5 июня Суд Европейского союза (СЕС) вынесет решение относительно дисциплинарного суда в Польше. То, что Польша не следует указаниям СЕС, уже обошлось стране в 2,5 миллиарда злотых, учитывая ежедневный штраф в размере одного миллиона, а с апреля – 0,5 миллиона евро.
Решение суда будет не в пользу Польши в том числе из-за того, что Польша уже в течение многих месяцев игнорирует постановления СЕС и не принимает решений в области правового регулирования, которых ожидает от Варшавы ЕС и СЕС. Еврокомиссия при рассмотрении вопроса о выплатах из НПВ не сможет игнорировать решение СЕС.

Блокада пятая – комиссия по изучению влияния

Решению вопроса по разблокировке средств также не способствуют планы создания в Польше комиссии по изучению российского влияния, что тревожит не только Еврокомиссию, но и США. Комиссия вызывает также серьезные сомнения юридического характера. Варшава заявляет о полном соответствии этой комиссии Конституции и принципам демократического правового государства, однако в действительности это не так.
Еврокомиссар Дидье Рейндерс (Didier Reynders) на днях попросил польского министра по европейским делам "незамедлительно предоставить анализ и все соответствующие документы, связанные с законодательным процессом, включая мнения соответствующих заинтересованных сторон, в том числе омбудсмена и законодательных бюро Сейма и Сената, а также любые другие относящиеся к делу документы".

Что прочитает еврокомиссар

Это не секретные документы, поэтому комиссар ЕС, вероятно, получит заключение омбудсмена, в котором будет сказано, что закон о комиссии противоречит как минимум нескольким положениям Конституции, солидарному мнению крупнейших авторитетов в области права, считающих, что нарушений Конституции в ней довольно много, и, наконец, редко встречающееся на практике признание капитуляции в виде заключения Законодательного бюро Сената: "Учитывая уровень и характер основных возражений, которые закон вызывает с точки зрения конституционной перспективы, от подготовки поправок решено отказаться. Рассматриваемый законопроект имеет конституционные дефекты, не устраняемые на этапе законодательных работ, поэтому в нынешнем своем виде он не должен стать частью польского законодательства".
Однако именно в таком виде закон был подписан президентом, а вчера уже вступил в силу.
Все перечисленные выше причины вместе и каждая по отдельности могут закрыть Польше доступ к средствам, предназначенным для реализации принятого год назад Национального плана восстановления. Если бы правительство не допустило ряд ошибок, наша страна уже давно могла бы ими воспользоваться.