Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
После 27-летнего перерыва Россия заново налаживает производство Т-80: какими будут новые танки?

MWM: Россия возрождает производство Т-80 – одного из лучших танков в мире

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкТанки Т-80 военнослужащих 200 мотострелковой бригады Южной группы войск под Соледаром
Танки Т-80 военнослужащих 200 мотострелковой бригады Южной группы войск под Соледаром - ИноСМИ, 1920, 20.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия возобновит производство Т-80 на фоне увеличения расходов на оборону из-за продолжающихся боевых действий на Украине, пишет MWM. Это был самый боеспособный танк Советской армии, а его вариант Т-80УК по общим характеристикам считался самым совершенным в мире.
Второй по величине танковый завод России “Омсктрансмаш” работает над повторным запуском производства танков Т-80 в дополнение к изготавливаемым на “Уралвагонзаводе” Т-90М и Т-14. Считается, что производство Т-80 прекратилось в 1996 году — с распадом СССР постсоветская Россия сосредоточила финансирование на Т-72 (в частности, на усовершенствованном варианте Т-72БУ, который в начале 1990-х был переименован в Т-90). Между тем Т-80 был самым боеспособным танком Советской Армии, а самый совершенный вариант Т-80УК по общим характеристикам считался самым совершенным в мире. Однако гораздо более высокие производственные и эксплуатационные затраты этого класса по сравнению с Т-72 убедили Министерство обороны России отдать предпочтение Т-72 и Т-90, экономически более эффективным.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Производство Т-80 возобновляется на фоне того, что Россия значительно увеличила расходы на оборону из-за продолжающихся боевых действий на Украине и эскалации напряженности с расширяющейся НАТО, а соседняя Польша разместила крупные заказы на современные танки, включая южнокорейские K2 Black Panther (“Черная пантера”). Увеличение оборонного бюджета обусловлено и значительным ростом доходов Москвы из-за скачка цен на нефть. Сообщается, что модернизированные варианты Т-80 (в частности, Т-80БВМ), хорошо зарекомендовали себя в боях на Украине — предположительно, этим опытом и объясняются инвестиции.
Однако будущие характеристики Т-80 вызывают вопросы, поскольку на момент прекращения производства Россия так и не превзошла возможностей советского Т-80УК. Из-за высоких эксплуатационных затрат вполне вероятно, что танки будут модернизированы до уровня, сопоставимого с поступившим на вооружение в 2020 году Т-90М, однако не исключен и более высокий стандарт. Одна из перспектив — это что танки вберут в себя часть характеристик нового Т-14, который еще не поступил на вооружение, но минимум одна партия уже изготовлена.
Помимо прочего, новый Т-80 может получить основное орудие Т-14 2А82-1М и его автомат заряжания, который позволит использовать бронебойные снаряды со стабилизатором и отделяющимся поддоном “Вакуум-1”, который обеспечивает лучшие в мире возможности против бронетехники противника. Кроме того, по дальности поражения орудие превосходит западные аналоги втрое. Наконец, не исключена и установка динамической брони “Малахит” — это обеспечит значительно лучшую защиту по сравнению с установленной на Т-90М броней “Реликт”.
Долгое время считалось, что шасси Т-80 лучше подходит для установки более крупных орудий и более тяжелой брони, причем на испытаниях времен СССР танки даже оснащались 152-мм орудиями вместо стандартных 125-мм орудий, используемых на Т-72/90 и Т-80, а сегодня и Т-14. Остается неясным, насколько быстро и в каких масштабах удастся наладить производство Т-80 и насколько глубоко будет модернизирована исходная конструкция.
Предложения по глубокой модернизации выдвигались еще в 1990-х годах, но так и не были реализованы из-за отсутствия финансирования. Среди них выделялся дошедший до стадии прототипа вариант “Черный орел” с удлиненным шасси и необитаемой башней. Еще один примечательный вариант — замена газотурбинных двигателей традиционными дизельными (как это было сделано в Советском Союзе для варианта Т-80УД) — это значительно снизит потребности в техническом обслуживании, а также производственные и эксплуатационные затраты за счет мобильности и выдающихся эксплуатационных параметров при низких температурах. Наконец, поскольку прежде все Т-80УД производились на Украине, запуск производства дизельных вариантов на “Омсктрансмаше” потребует дополнительных инвестиций.