Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Результаты выборов в Польше. Украине рано радоваться

Lb.ua: Польша не пойдет на уступки в отношениях с Украиной

Президентские выборы в Польше - ИноСМИ, 1920, 25.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Украине многие были обрадованы результатами парламентских выборов в Польше и надеялись, что Варшава сменит подход к решению некоторых вопросов в отношениях с Киевом, пишет LB.ua. Однако ни исторические раны, ни необходимость защищать собственный рынок, ни раскол в польском обществе никуда не исчезнут.
Парламентские выборы в Польше завершились. Первое место досталось партии "Право и справедливость" (ПиС) во главе с Ярославом Качиньским – она набрала 35,38%. Фактически же волеизъявление засвидетельствовало: восьмилетнее господство консерваторов подошло к концу.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Противники ПиС из либерального крыла – "Гражданская коалиция "(30,70%), "Третий путь" (14,40%) и "Новые левые" (8,61%) – получили достаточно поддержки, чтобы сформировать коалицию и новый состав правительства под председательством Дональда Туска. А вот младший партнер консерваторов, антиукраинская "Конфедерация", провалилась: голоса за нее отдали лишь 7,16% избирателей.
На Украине многие обрадовались результатам, надеясь, что новая власть изменит подходы к переговорам с Киевом и Брюсселем по ряду критических вопросов. К тому же Польшу, вероятно, ждет длительная турбулентность, ведь новой правительственной коалиции придется сосуществовать с президентом – выходцем из ПиС.

Временные политические неудобства

Потенциально левые силы получат в Сейме 248 мест из 460 – простое большинство. Однако президент Дуда, представляющий консервативную ПиС, вероятно, вначале даст однопартийцам право сформировать большинство и, соответственно, правительство. Не будем забывать, что именно эта сила получила наивысшую поддержку избирателей. Качиньский, конечно, попытается перетащить часть депутатов из лагеря оппонентов, как делал это в прошлом, однако маловероятно, что он сможет привлечь достаточное количество.
Некоторое время Польша будет оставаться без нового правительства. Это, конечно, усилит политическую напряженность, которая и без того высока. Страна, по сути, разделена на сторонников правых и левых сил, а два ключевых политика – Качиньский и Туск – не скрывают ненависти друг к другу.
В то же время даже после отхода от власти консерваторов, их преемников будут ждать испытания. За время правления представители ПиС получили контроль над нацбанком и конституционным судом: от них будет зависеть финансовая, регуляторная и монетарная политики; их представители будут трактовать положения основного закона. Здесь следует всегда помнить, что ПиС и "Гражданская коалиция" (ранее "Гражданская платформа", – Прим. LB.ua) не гнушались использовать конституционный суд, чтобы расширить влияние на политическую жизнь страны. В то же время на протяжении последних восьми лет консерваторам удалось установить контроль над государственными медиа. Так что новой власти точно будет непросто.
На этом список вызовов для вероятного правительства Туска не исчерпывается. Есть еще две проблемы. Первая – Анджей Дуда. Выборы президента состоятся только в 2025-м году, а, по меньшей мере, до тех пор мы будем наблюдать за его противостоянием с правительством и парламентом.
Следующая проблема – разноцветность потенциальной коалиции. Правительство будут формировать партии с различными политическими взглядами. Коалиция левых сил "Левица" окажется в одной лодке с центристами и с правоцентристами. Вряд ли кто-то сейчас спрогнозирует, к чему это приведет, но за последние годы мы уже видели, как много где в мире разваливались столь разношерстные правительства. Причина всегда единственная – они приходили к власти, исключительно чтобы лишить власти предшественников.
Правительство Туска точно будет существовать до тех пор, пока премьер не достигнет предела антирейтинга, пока сможет отразить критику, которая неизбежна, учитывая политическую напряженность внутри страны. Дальше ситуация может ухудшиться. И тогда станет понятно, имеет ли коалиция какую-либо платформу.

Будущее – в союзе

"Победа демократии" – так называют результаты польских выборов западные комментаторы. Стоит отметить, что Брюссель действительно оптимистично воспринял победу коалиции либеральных сил. Причины понятны: настоящие баталии идут между европейскими институтами и польскими консерваторами из ПиС уже годами. Европейская бюрократия не довольна путем, который выбрали Качиньский и его соратники. Установление контроля над польскими судами, ограничение работы СМИ, политика против абортов, подавление прав меньшинств – этим Брюссель всегда попрекал польские власти.
Для европейской политической элиты идеология Качиньского была явно антагонистической. ПиС выступает за создание сильной Польши, которая к 2030–2035 годам должна была бы стать региональным лидером. Это, конечно, предполагает большую независимость от решений Евросоюза.
В прошлом председатель Европейского совета Дональд Туск понятен для ЕС. Он изначально позиционировал себя поборником европейских и западных ценностей, который восстановит и усилит позиции Польши в Европе.
Конечно, Туск не пойдет по пути венгерского лидера Виктора Орбана, он едва ли будет создавать ситуативные альянсы с националистическими движениями в Центральной и Восточной Европе, как это делал Качиньский. Однако это не значит, что при правлении Туска Польша не перестанет быть Польшей. Позиция Варшавы кардинально не изменится: польская элита, к какому бы политическому лагерю она не принадлежала, не забудет о собственных стратегических интересах. Об этом, кстати, следует помнить Украине.

Украинские преждевременные надежды

Как говорят собеседники LB.ua, близкие к МИД и офису перзидента, победу Туска и двух других проевропейских партий украинские власти восприняли со сдержанным оптимизмом. В Киеве надеются, что, хотя бы по ряду вопросов удастся уменьшить тот уровень напряженности, возникшей в последние несколько месяцев.
Польские консерваторы действительно предприняли шаги, которые точно не назовешь партнерскими. Блокирование транзита зерна и украинских продовольственных товаров; спекуляции на тему исторической памяти, усиление антиукраинских настроений внутри Польши; сомнительные заявления о поставках Украине вооружения и продлении сроков пребывания украинских беженцев в Польше – это далеко не полный перечень вызовов, которые в последнее время создала ПиС для Украины.
Киев питает надежды закрыть зерновой вопрос, когда украинские товары будут беспрепятственно попадать на польский рынок и их удастся транспортировать в другие государства Европы. Вероятно, правительство Туска действительно не захочет портить отношения с Еврокомиссией и нивелировать обязательства, закрепленные в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, которое Польша, кстати, подписала. Впрочем, это не значит, что Варшава оставит попытки защитить польского фермера и крестьянина.
Во-первых, среди членов коалиции – Польская крестьянская партия. Ее представители не просто стремились запретить реализацию украинского зерна и других продуктов в государстве, они добивались ограничений на нашу аграрную продукцию и блокировали магистрали, по которым курсировал транспорт с украинскими грузами.
Во-вторых, позиция польской элиты относительно украинского зерна и других продовольственных товаров связана не только с избирательной риторикой. Проблема значительно глубже. Польша остается главным получателем субвенций Европейского союза. Эти деньги она вкладывает в развитие, в частности, модернизацию аграрного сектора. Ранее Украина глобально не угрожала польской экономике, хотя время от времени возникали проблемы с поставкой яблок, ягод и тому подобное. Сейчас ситуация кардинально изменилась.
Поляки поняли, что через несколько лет Украина может присоединиться к Европейскому союзу. А это уже совсем другая история: Киев может стать главным получателем фондов ЕС, сейчас, напомним, это Варшава. Украинские товары за счет дешевой рабочей силы, отсталых, однако менее затратных технологий сами по себе создадут проблемы польскому производителю. Продовольствие, сталь, лесоматериалы – неполный перечень позиций, где Украина будет конкурировать с Польшей на европейском и других рынках. Да и не стоит забывать об украинском рынке услуг: наши специалисты явно менее затратные и отчасти профессиональнее польских.
Именно поэтому ограничения, озвучиваемые Польшей, следует воспринимать не только как избирательную риторику, которая пройдет после выборов, а как условия, которые польская сторона выдвинула еще до момента переговоров о вступлении Украины в ЕС. Мы уже видели, как выглядит коммуникация с польскими консерваторами по этому поводу. Посмотрим, как будут вести себя либералы. Однако они не будут играть против интересов Польши.
Второй вызов – поставка вооружения. Вряд ли мы услышим от Туска и его коалиции спекуляции на тему предоставления или не предоставления Украине вооружения. Хотя новое правительство, как и его предшественник, будет вкладывать деньги в польскую оборонку – прилагать усилия на случай российской угрозы. Варшава и при Туске будет пользоваться ситуацией и получать отовсюду современное вооружение и модернизировать промышленность.
В то же время, поскольку правительство и президент будут принадлежать к противоположным политическим лагерям, стоит ожидать горячих споров по выделению средств на сектор безопасности и обороны. Возможно, эти дискуссии и не будут касаться непосредственно Украины, однако они способны замедлить процесс принятия нужных нам решений.
Партии, которые сформируют новую коалицию, едва ли будут распространять антиукраинскую пропаганду. Они не будут заявлять о засилье украинских беженцев в Польше. Однако это не означает, что та часть польского общества, которая агитировала за те или иные решения против граждан Украины, резко изменит свое мнение. Польские безработные так же будут жаловаться на украинских работников, а польские женщины – на украинок (эта проблема есть, хоть мало кто о ней сейчас говорит).
Подобное можно сказать и об исторических дискуссиях. Маловероятно, что Туск и его правительство поставят сложные вопросы нашей общей истории в центр внимания. Однако сами они не исчезнут из польского политического и научного дискурса.
Ученики на торжественной линейке, посвященной Дню знаний, во Львове - ИноСМИ, 1920, 24.10.2023
"Ты должен отказаться от мамы! Иначе твоего папу заберут на фронт, и его убьют": новая схема уклонистов и давление бабушек на детей и невестокНа Украине жены отказываются от прав на детей ради того, чтобы их мужья получили статус отцов-одиночек и не попали под мобилизацию, сообщает "33-й канал". Однако в некоторых случаях мужчины готовы пойти даже на похищение ребенка, чтобы спасти свою жизнь.
Не стоит также мечтать, что новый глава правительства Польши все коренным образом изменит в отношениях Варшавы и Киева. Когда-то он играл с Меркель в политику задабривания Путина, даже "перезагружал" отношения Польши с Россией. Именно Туска руководитель Кремля называл "нашим человеком в Варшаве". Поэтому смотрим на региональную, да и на глобальную политику без всяких иллюзий.
Польша сейчас наш стратегический партнер. Надеемся, что при новом правительстве отношения государств станут более понятными и предсказуемыми, а проблемы исчезнут, хотя бы частично.
Однако, в который раз отметим: Польша останется Польшей – ее политическая элита будет ставить интересы собственного государства превыше всего. Что касается формирования коалиции и других политических процессов в Варшаве, то здесь стоит спокойно осознать: некоторое время польским элитам будет не до нас.
Автор: Александр Демченко