Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Израильтянам многое сойдет с рук, и они это прекрасно понимают, сообщает TV2. С самого момента своего создания их государство имело особый статус и сохраняет его и поныне. Причина – тесный союз с Западом. Но дело не только в этом.
Миккель Секер (Mikkel Secher)
Когда Израиль в октябре подвергся жестокой террористической атаке, западные лидеры выстраивались в очередь, чтобы выразить сочувствие и посулить ему безоговорочную поддержку.
“Право Израиля защищаться не вызывает никаких сомнений, ведь он подвергся нападению”, — заявила тогда премьер-министр Дании Метте Фредериксен.
В течение месяца Израиль развернул войну против террористического движения ХАМАС и провел масштабные бомбардировки сектора Газа.
Война Израиля повлекла за собой серьезные гуманитарные последствия: счет погибших мирных жителей пошел на тысячи, а два миллиона палестинцев лишились еды, воды, лекарств, электричества и топлива.
Международные группы помощи назвали ситуацию возмутительной, но поддержка западных союзников осталась непоколебимой.
“Израиль имеет право на самозащиту, и это подразумевает некоторые жертвы”, — ответила все та же Метте Фредериксен телеканалу TV2.
И хотя комиссия ООН по расследованию обнаружила признаки военных преступлений с обеих сторон, поддержка западных союзников остается безоговорочной.
Это привычная ситуация, и ей есть несколько причин, объясняют двое экспертов.
Израиль всегда имел особый статус в мире.
С момента своего создания в 1948 году еврейское государство пользовалось особым отношением со стороны Запада.
Несмотря на всю критику, поселения на оккупированных палестинских территориях не возымели для Израиля никаких последствий ни с европейской, ни и с американской стороны: ни там, ни тут не усердствовали в том, чтобы усадить Израиль за стол переговоров.
Решающую роль здесь играет гонения на евреев во Вторую мировую войну, объясняет профессор международной политики Копенгагенского университета Оле Вевер.
Во время Холокоста погибло около шести миллионов евреев.
“Из-за Холокоста и предшествующих ему событий на Западе, особенно в Европе, выработалась некая коллективная вина и чувство стыда перед судьбой евреев — и, как следствие, ощущение ответственности и жажда загладить вину. И обязательство относиться к безопасности Израиля особенно серьезно”, — говорит Оле Вевер.
С ним согласен Расмус Брун Педерсен, преподаватель международной политики из Орхусского университета. Он отмечает, что само государство Израиль — компромисс великих держав после Второй мировой войны, поэтому они в некотором роде несут совместную ответственность за дальнейшую участь страны.
“Именно поэтому у Израиля особая история, а это значит, что страна имеет для Запада особый статус. Это своего рода исправление исторической ошибки”, — сказал он.
Но особая роль Израиля обусловлена и другими факторами.
Помимо прочего, речь идет о географическом положении Израиля, благодаря которому страна стала важным и близким союзником на Ближнем Востоке. Как культурно, так и с точки зрения ценностей Израиль теснее связан с Западом, чем окружающие арабские страны.
“США и Западу нужен был плацдарм на Ближнем Востоке, поэтому и появился явный геостратегический интерес к установлению тесных отношений с израильтянами. Особенно после исламской революции в Иране в 1979 году”, — объясняет Расмус Брун Педерсен.
В годы холодной войны Израиль был союзником США, тогда как многие крупные арабские страны, включая Сирию и Ирак, были союзницами Советского Союза.
Но и сегодня Израиль остается важным стратегическим союзником, отмечают два эксперта.
Таким образом традиционные модели глобальных альянсов во многом предопределяют отношение Запада к тем, кто на нашей стороне, объясняет Оле Вевер.
“В этом отношении тон задают США, которые развили взаимовыгодные отношения с Израилем, и стало своего рода самосбывающимся пророчеством, что американцы должны быть гарантом его безопасности”, — говорит он.
У США теснейшие связи с Израилем, и ни одна другая страна не имеет для израильтян такого значения на мировой арене.
Помимо политической поддержки, США с 1945 года 34 раза воспользовались своим правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы заблокировать резолюции с критикой Израиля.
“США сами по себе — важнейший фактор, и если кто и может надавить на Израиль, так это США — и только они. Хотя израильтяне умеют защищаться сами и привыкли к критике, они во многом зависят от США, поэтому между ними и установились совершенно особые отношения”, — говорит Оле Вевер.
При этом он объясняет, что внутри США тоже хватает критиков яро произраильской линии, и они считают, что Вашингтон пошел в этом отношении дальше, чем диктуют его собственные интересы.
“Но для американского президента роль спасителя Израиля стала чуть ли не само собой разумеющимся критерием успеха, поэтому ни один президент не посмеет высказывать настоящей критики”, — говорит Оле Вевер.
Так, в бытность свою президентом Дональд Трамп ясно заявил о безоговорочной поддержке Израиля. Помимо прочего, он перенес посольство США из Тель-Авива в Иерусалим и признал спорный город столицей Израиля.
Вевер приводит в пример книгу двух американских профессоров политологии, где делается вывод, что США следовало бы относиться к Израилю более критично, но на американскую позицию влияет мощное израильское лобби.
Это ни для кого не секрет, подтверждает Расмус Брун Педерсен.
“Израиль занимает особое место во внутриполитической повестке дня в США, где существует значительное еврейское меньшинство с огромным капиталом и умелыми лоббистами. Оно всячески продвигает произраильскую линию и ограничивает критику Израиля — например, его поселенческой политики, противодействующей созданию двух государств.
Датский премьер-министр Метте Фредериксен, как уже упоминалось, твердо заявила о поддержке Израиля. Настолькот твердо, что ее даже раскритиковали за то, что она не выразила сострадания к погибшим палестинцам.
Ситуация изменилась после взрыва в арабской больнице Аль-Ахли 17 октября, в результате которого, по данным палестинских органов здравоохранения, погибло несколько сотен человек. У себя в Facebook* премьер-министр написала: “Масса жертв среди мирного населения. Душераздирающее зрелище — особенно дети”.
Дания при любом правительстве всегда была произраильской, но это тонкая эквилибристика, объясняет Расмус Брун Педерсен.
Он отмечает, что, наряду с безоговорочной поддержкой Израиля и правом страны на самооборону, Дания также поддерживает решение о создании двух государств. При этом ей приходится учитывать методы Израиля в войне против ХАМАС и неизбежные человеческие жертвы.
В чем суть решения о двух государствах?
Принцип “два государства для двух народов” подразумевает создание израильского и палестинского государств, независимых друг от друга.
Решение основано на резолюции ООН 1974 года, которая, помимо прочего, подтверждает право палестинцев на самоуправление без стороннего вмешательства.
На протяжении десятилетий предпринималось множество попыток обеспечить его выполнение, и США играли стержневую роль на всех переговорах, но достичь окончательного соглашения так и не удалось.
“Вообще, это сложная ситуация для Дании, которая по гуманитарным и геополитическим причинам настроена произраильски, но в то же время опасается, что действия Израиля могут спровоцировать масштабный конфликт на Ближнем Востоке. Поэтому и выступать с жесткой критикой тоже тяжело”, — объясняет Расмус Брун Педерсен.
Оле Вевер тоже считает, что отношение политиков во многом определяется историей и особым положением Израиля в мире.
“Есть реальный страх морального провала, если мы бросим Израиль на произвол судьбы, ведь это будет выглядеть как предательство”, — говорит он.
По мнению двух датских экспертов, нет никаких сомнений в том, что Израиль прекрасно отдает себе отчет в том, что ему сойдет с рук то, за что другим придется отвечать.
“Но также надо понимать, что у Израиля особый менталитет: когда они чувствуют угрозу, то выживание превыше всего. Поэтому в этом отношении критика международного сообщества их действительно не волнует”, — заключил Расмус Брун Педерсен.
_____________________________________
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская – прим. ИноСМИ