Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Германии появилась еще одна антивоенная партия, теперь и на левом фланге

RS: немецкий политик Вагенкнехт умело убеждает отказаться от поддержи Украины

© AP Photo / Markus SchreiberНемецкий политик Сара Вагенкнехт, самое известное лицо Левой партии Германии, принимает участие в пресс-конференции в Берлине, на которой объявляет о создании новой партии. 23 октября 2023 года
Немецкий политик Сара Вагенкнехт, самое известное лицо Левой партии Германии, принимает участие в пресс-конференции в Берлине, на которой объявляет о создании новой партии. 23 октября 2023 года - ИноСМИ, 1920, 17.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкое общество явно недовольно нынешним правительством, и этим собирается воспользоваться политик Сара Вагенкнехт, пишет RS. Она сделает ставку на тех избирателей, которые недовольны поставками оружия на Украину. И аргументы она умеет приводить убедительные.
Молли О’Нил (Molly O'neal)
Долгожданный шаг депутата Сары Вагенкнехт, запустившей новую левопопулистскую партию, открыла Германии перспективу для жарких дискуссий о политическом курсе крайне непопулярной коалиции социал-демократов, зеленых и либеральных свободных демократов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Ее будущая популярность во многом будет зависеть от того, согласятся ли избиратели с тем, что в экономических бедах Берлина виновата его воинственная политика на Украине.
Направленность партии
Политическая сцена Германии за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Прежде власть переходила от правоцентристских христианских демократов (ХДС/ХСС) к левоцентристским социал-демократам (СДПГ), причем к победителям нередко примыкали “Свободные демократы” (СвДП). Сегодня же сформировался целый спектр партий от левоцентристских “Зелёных” и радикальных “Левых” до правонационалистической “Альтернативы для Германии” (АдГ).
За исключением “Альтернативы” все эти партии намерены поддерживать военные усилия Украины до тех пор, пока Киев сам не захочет урегулирования путем переговоров. Поддержка ХДС/ХСС сейчас составляет 29,4%. “Альтернатива” идет на втором месте с 21,2%. Совокупная поддержка трех правящих партий упала до 35,6%.
Впечатляющий скачок популярности “Альтернативы” в опросах, по мнению ряда аналитиков, отражает общее недовольство статус-кво, а не внезапный переход миллионов немцев к крайне правым воззрениям. Вагенкнехт назвала это “дефицитом представительства”, которым и попытается воспользоваться ее новая партия.
Долгожданное объявление 23 октября о создании новой партии во главе с бывшей главой “Левых” Сарой Вагенкнехт сделало немецкую политику еще менее предсказуемой. О своем несогласии с господствующей позицией по украинскому конфликту новая партия заявляет даже громче, чем “Альтернатива”.
Антивоенная политика и “пробел в представительстве”
Большинство фракции “Левых” в Бундестаге поддержало жесткие санкции против России, но при этом выступает против экспорта оружия на Украину. Напряженность внутри фракции нарастала, поскольку Вагенкнехт во всеуслышание раскритиковала политику санкций и призвала к началу переговоров о прекращении боевых действий на Украине. После последних выборов партия просела чуть ниже пятипроцентного порога и рискует лишиться представительства в Бундестаге. С “отколом” Вагенкнехт и девяти ее коллег фракция превратилась в парламентскую группу, лишившись финансирования и других прерогатив в Бундестаге.
Отколовшиеся депутаты предварительно назвали свое новое детище Альянсом Сары Вагенкнехт. Они планируют официально сформировать партию и подготовить ее к участию в выборах в Европейский парламент в июне 2024 года, а также в трех государственных выборах в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге (все три земли в составе бывшей ГДР) позднее в следующем году. Складывается ощущение, что момент для этого весьма удачный: выборы в Европарламент обычно благоприятствуют небольшим партиям, а многие избиратели в восточных землях по разным причинам поддерживают Вагенкнехт.
Опрос 31 октября показал, что за новую партию могут проголосовать 14% избирателей. Это сразу поставит новичков на четвертое место после ХДС/ХСС, АдГ и СДПГ и позволит обогнать “Зеленых”. Больше всего пострадает АдГ, но новая партия переманит голоса у всех партий, а не только у “Зеленых” и самих “Левых”.
Заявленная цель Вагенкнехт — восполнить “дефицит представительства”. Это означает, что ее партия попытается представить тех немецких избирателей, которые не поддерживают дальнейшее вооружение Украины и выступает за урегулирование конфликта дипломатическим путем. Об этом пробеле свидетельствует впечатляющий рост АдГ, начавшийся сразу после ввода российских войск в феврале 2022 года. Тогда популярность АдГ составляла всего с 9,5%, однако по поздним опросам с середины 2023 года превысила 20%.
Уже в марте этого года около 30% немцев сочли военную поддержку Украины чрезмерной, а незначительное большинство (52%) — что дипломатические усилия по прекращению конфликта, наоборот, оказались недостаточными. И совсем недавно большинство (52%) выступило против передачи Киеву ракет “Таурус”.
Популярность антивоенной позиции Вагенкнехт
Вагенкнехт была депутатом парламента с 2009 года и возглавляла фракцию “Левых” в Бундестаге с 2015 по 2019 год. Она родилась в Восточной Германии, после 1989 года стала активным членом бывшей “красной” Партии демократического социализма, возглавив ее самое левое, яро коммунистическое крыло. ПДС объединилась с недовольными левыми из западногерманской СДПГ в 2007 году и превратилась в “Левых”, которые в течение некоторого времени пользовались определенным успехом на выборах, даже в западной Германии. Бывший лидер СДПГ и министр финансов Оскар Лафонтен стал соучредителем партии и мужем Вагенкнехт.
Благодаря частым выступлениям на политических ток-шоу Вагенкнехт хорошо известна немецкой общественности. Зачастую она единственная, кто противится господствующей позиции по Украине. При этом ее аргументы всегда убедительны, четко сформулированы и, прежде всего, беспристрастны. Она — фигура неоднозначная, но завоевала место среди популярнейших немецких политиков. Недавний опрос показал, что в национальном рейтинге она занимает третье место после министра обороны Бориса Писториуса и лидера ХСС Маркуса Зёдера.
Хотя в программе АдГ и говорится, что Европе не достичь жизнеспособного порядка безопасности, заведомо исключив Россию, этот вопрос нечасто всплывает в их общении с избирателями. Известность же Сары Вагенкнехт, наоборот, всецело связана с ее громкой антивоенной позицией. В феврале 2023 года Вагенкнехт вместе с ведущей антивоенной активисткой редактором феминистского журнала EMMA Алисой Шварцер опубликовала “Манифест мира” и начала сбор подписей в интернете.
Антивоенная демонстрация в Берлине 25 февраля под началом Вагенкнехт и Шварцер собрала около 10 000 человек, но не дала того импульса, на который рассчитывали организаторы.
Сама Вагенкнехт называет себя “левой старого образца”, виня “Левых” в том, что они чересчур опираются на городскую молодежь прогрессивных взглядов, пренебрегая избирателями рабочего класса. Этот спор о столпах левой политики вылился в противостояние идентичности и классового подхода. Вагенкнехт ратует за то, чтобы левые снова встали на защиту интересов немецкого рабочего класса. Кроме того, она призывала к осторожности в миграционной политике, считая нынешний подход чересчур открытым.
Что ждать дальше?
Организационные шаги по формированию новой партии Вагенкнехт могут послужить началом для жарких споров о политическом курсе слабой правящей коалиции. При этом Вагенкнехт заявила, что ни она сама, ни ее партия сотрудничать с АдГ не намерены. АдГ показала сильные результаты на недавних выборах в процветающих западных землях Гессен и Бавария, из чего следует, что и потенциал Вагенкнехт не ограничивается одной восточной Германией. Закрыв привлекательный пробел в немецкой политике, альянс Вагенкнехт сможет сдержать рост АдГ.
Молли О’Нил — преподаватель университета и ученый-исследователь, Бывший дипломат, служила в Центральной Европе, России и Евразии. Профессор Варшавского и Дрезденского университетов, доктор Университета Джонса Хопкинса