https://inosmi.ru/20240121/amerika-267442312.html
Наступила эпоха средних держав. Америку ждут новые проблемы
Наступила эпоха средних держав. Америку ждут новые проблемы
Наступила эпоха средних держав. Америку ждут новые проблемы
В многополярном мире средние державы получают все больше влияния, пишет TNI. Сегодня они могут выбирать, с кем сотрудничать, а это чревато новыми трудностями... | 21.01.2024, ИноСМИ
2024-01-21T10:50
2024-01-21T10:50
2024-01-21T10:50
the national interest
брикс
оон
запад
китай
сша
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/11/257931889_0:0:3141:1768_1920x0_80_0_0_ad6a150a61b1eeaa6f32a36c015f9804.jpg
Али Мамедов (Ali Mammadov)На заре нового года геополитический ландшафт мира претерпел разительные перемены: группа БРИКС расширилась, вобрав в себя Иран, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Эфиопию. Это событие привлекло новое внимание к сдвигам в мировом порядке, усилению многополярности и крепнущей роли средних держав. Хотя их возможности по сравнению со сверхдержавами и ограниченны, средние державы стратегически используют глобальный передел власти, чтобы заручиться новыми возможностями.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramСознавая, что в своем глобальном влиянии великие державы опираются именно на них, средние державы сами участвуют в борьбе за власть, колеблясь между сотрудничеством и сопротивлением для продвижения собственных интересов. Вообще, жесткая конкуренция и эпизодическое сотрудничество между сверхдержавами создают благодатную почву для утверждения влияния средних держав. Это явление требует критического анализа динамики международных отношений и хорошо продуманной позиции во все более многополярном мире.После Второй мировой войны земной шар разделился на два полюса силы, в результате чего средние державы объединились либо с Соединенными Штатами, либо с Советским Союзом. Подлинно независимая внешняя политики для средних держав была практически исключена. Распад Советского Союза предоставил более свободный выбор: присоединиться к мировому порядку под эгидой США или следовать независимым путем. Однако выбор не в пользу единственной мировой сверхдержавы означал фактический отказ от гарантий безопасности и сопряженных с этим экономических выгод. Следовательно, многие средние державы влились в возглавляемый США порядок и активно участвовали в международных организациях.Однако так называемый “момент однополярности” постепенно пошел на убыль, поскольку относительное глобальное влияние США слабеет. Этому способствуют такие факторы, как рост экономической мощи Китая и его привлекательность для союзников, глобальный финансовый кризис 2008 года, значительные затраты вследствие войн в Ираке и Афганистане, а также общее усиление средних держав. Ослабление влияния создало проблемы для США и их союзников, затруднив продвижение общих интересов по всему миру и создав группу средних держав, более склонных к решительным действиям.Хотя отдельные элементы двухполюсности в мире все еще сохраняются (США удерживают за собой неоспоримый статус сверхдержавы в определенных аспектах, а подъем Китая усиливается), в целом ее облик меняется. Растущая актуальность и уверенность в себе средних держав обусловливают сдвиг в сторону многополярности. Ширящийся блок под руководством Китая предоставляет средним державам альтернативу, снижая их зависимость от США. В многополярном мире средние державы получают еще больше возможностей и независимости — и, следовательно, больше рычагов влияния.Они становятся все настойчивее и постепенно отходят от беспрекословного подчинения той или иной стороне. Представление о том, что мир с множеством глобальных держав поощряет смелые и напористые действия, подкрепляется именно средними державами. Они окрепли по всему земному шару проявляют повышенный интерес к региональной гегемонии.Это и недавняя активность Турции на Ближнем Востоке, в Закавказье, Средней Азии и Африке, а также деятельная роль на Украине и в палестино-израильском конфликте; это и стремление Бразилии стать голосом Латинской Америки и Глобального Юга; это и крепнущие глобальные и региональные устремления Индии. Стратегический разворот Турции и переход к более независимой и напористой роли на Ближнем Востоке прекрасно иллюстрируют влияние нескольких полюсов силы на поведение средней державы. Теоретически относительный упадок гегемонии усилил националистические настроения и региональные кризисы и привел к ослаблению глобальных институтов и стремлению средних держав к более независимой внешней политике.Чтобы решить проблемы назревающего миропорядка, США и их союзников должны трезво признать изменившуюся динамику. Средние державы получают все больше рычагов влияния в выборе партнеров, что потенциально чревато для США новыми трудностями.Эти державы наверняка станут еще настойчивее в своих требованиях и устремлениях. Эпоха, когда США могли без особых усилий добиться согласия и поддержки, уходит, о чем свидетельствуют недавние результаты голосования в ООН. Поэтому США нужна более гибкая стратегия, чтобы лучше ориентироваться в переменчивой ситуации.Вместо чрезмерной избирательности в выборе региональных партнеров, основное внимание следует уделять выявлению активных региональных держав, готовых сотрудничать по конкретным вопросам. Автоматически рассматривая любые устремления к региональной гегемонии как угрозу, США рискуют оттолкнуть средние державы и настроить против Запада целые регионы. Ключ кроется в укреплении партнерских отношений как минимум с одной честолюбивой средней державой из готовых к сотрудничеству в каждом регионе. Надо признавать потенциальные риски усиления региональной гегемонии, однако реальность продолжительной смены власти требует более тонкого подхода. Учитывая неизбежные столкновения интересов в период глобальной нестабильности, предпочтительной стратегией представляется не прямая конфронтация, а тщательное поощрение дружеских отношений с честолюбивыми и напористыми средними державами в разных регионах.Подъем средних держав в развивающемся многополярном мире создает для глобальных игроков как проблемы, так и новые возможности. Поскольку динамика постоянно меняется, корректировка стратегий взаимодействия со средними державами становится насущной необходимостью. Преодолеть эти трудности переменчивого мира позволит гибкий и всеохватный подход к международным отношениям.Али Мамедов – недавний выпускник Школы перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса, специалист по экономике и безопасности Евразийского региона
запад
китай
сша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2024
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/11/257931889_123:0:2854:2048_1920x0_80_0_0_7b6aad7d92d2a26b81760933b517d9b1.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the national interest, брикс, оон, запад, китай, сша