Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Удалось ли Западу "смять" российскую экономику в наказание за Украину?

RS: успех России в борьбе с санкциями подорвет "порядок на основе правил"

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкРабочий визит президента РФ В. Путина в Японию для участия в саммите "Группы двадцати"
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Японию для участия в саммите Группы двадцати - ИноСМИ, 1920, 15.02.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После введения санкций Россия начала развивать альтернативные торговые направления. Это грозит нарушить западный "глобальный порядок на основе правил", если не подорвать его окончательно, пишет RS. США и Европе следует более сдержано относиться к санкциям, подчеркивает автор статьи.
Майкл Корбин (Michael Corbin)
С самого начала военных действий на Украине западные страны провозгласили, что намерены применять санкции как важнейший инструмент, чтобы подавить экономику России и пресечь ее торговлю с окружающим миром.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Свое обещание они сдержали: российская спецоперация на Украине длится уже почти два года, а они вводят все новые и новые санкции.
По состоянию на январь 2024 года на Российскую Федерацию было наложено свыше 28 000 санкций, причем большинство из них после ввода войск на Украину в феврале 2022 года. Примерно 16 000 из них касаются физических лиц, почти 10 000 — компаний и 3 200 — учреждений и ведомств.
Кроме того, были введены секторальные санкции против целых отраслей — например, общее торговое эмбарго на газ и нефть. Большинство из этих мер ввели ЕС и США, но в них также приняли участие такие страны, как Япония, Южная Корея и Швейцария. Санкции эти вводились с тем, чтобы помешать военным усилиям России и усугубить внутреннюю экономическую и политическую нестабильность, однако поставленных целей большинство из них не достигло. Россия продолжает специальную военную операцию на Украине, а недавние прогнозы МВФ предсказывают ее экономике рост в 2024 году на 2,6% — и это при том, что многие страны ЕС в год ключевых выборов в ряде западных демократий движутся к рецессии на фоне значительной политической неопределенности.
Пожалуй, главным “достижением” санкций стало усиление торгового разворота России от Европейского союза к Востоку и Глобальному Югу. В результате товарооборот России за первые девять месяцев 2023 года достиг 530,2 миллиарда долларов (из них 316,9 миллиарда пришлось на экспорт и 213,3 миллиарда на импорт). При этом российский экспорт в страны Азии достиг 226,6 миллиарда долларов, увеличившись на 10,3% в годовом исчислении, а импорт составил 139,7 миллиардов, увеличившись на целых 39,5%.
На долю Китая пришлось за тот же период 105 миллиардов долларов против всего 78 миллиардов за весь 2021 год. При этом китайский импорт топлива за первые девять месяцев в денежном выражении составил 77 миллиардов долларов 2023 года против 52,7 миллиарда долларов в 2021 году. Российский же импорт из Китая за первые девять месяцев 2023 года составил 81,8 миллиарда долларов (при этом доля страны в национальном импорте составила почти 40%), тогда как за весь 2021 год импорт составил 54,5 миллиарда долларов.
За это же время экспорт России в Индию составил 52 миллиарда долларов против всего 8 миллиардов в 2021 году. Индийский импорт российского топлива увеличился с 4 миллиардов за весь 2021 год до 46 миллиардов за первые девять месяцев 2023 года.
Российский же экспорт в ЕС за первые девять месяцев 2023 года составил всего 47 миллиардов долларов — значительно меньше, чем 192,8 миллиарда долларов за весь 2021 год. Импорт России из ЕС упал ниже 32 миллиардов долларов с отметки в 81 миллиард всего 21 месяц назад. Импорт топлива в ЕС из России упал со 120 миллиардов долларов в 2021 году до менее 27 миллиардов долларов за первые 9 месяцев 2023 года. Наконец, санкции значительно сократили долю импорта из России: с 28% в 2021 году до 3% в 2023 году.
Появление новой торговой системы
Торговые данные четко говорят о масштабном перенаправлении российских торговых потоков всего за два года спецоперации. Но они не отражают геополитических мер, лежащих в основе этих тектонических сдвигов, и не раскрывают недавних инициатив российского правительства по закреплению новых торговых направлений. В этом отношении Россия развернула масштабную дипломатическую деятельность, начиная от двусторонних переговоров с такими странами, как Индия и Иран, и заканчивая усилиями по расширению членского состава и геополитического влияния БРИКС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В конце прошлого года министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар встретился в Москве со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, чтобы обсудить вопросы, касающиеся политического, оборонного и культурного партнерства. Они также подробно обсудили вопросы экономического сотрудничества, чтобы поддержать мощный рост российско-индийской торговли, произошедший с 2022 года.
В центре внимания этих экономических дискуссий оказалась логистика, особенно создание Международного транспортного коридора Север – Юг (INSTC). На сегодняшний день работают все три его нитки: Западный маршрут (Россия-Азербайджан-Иран-Индия), Средний маршрут (Россия-Иран-Индия) и Восточный маршрут (Россия-Средняя Азия-Иран-Индия).
Россия надеется, что более широкое использование коридора улучшит инфраструктуру каспийских портов и повысит статус Астрахани и Махачкалы как транспортных узлов. Теперь, когда заработал морской путь Владивосток – Ченнаи (он же Восточный морской коридор или ЕМС) у Индии и России появилась реальная возможность интенсивнее развивать экономическое сотрудничество и крепить двусторонние отношения.
Коридор выгоден и Индии как экономически, так и геополитически. Это отражает стремление индийской элиты к эффективным альтернативам китайской инициативе “Один пояс, один путь”. Кроме того, Индия уверена, что коридор обеспечит расширенный доступ к Средней Азии в обход Пакистана и упрочит экономические связи страны с Ираном и Россией.
Еще один вариант для России расширить региональную торговлю — это ЕАЭС. 25 декабря лидеры ЕАЭС подписали соглашение о свободной торговле с Ираном. Соглашение увенчало двухлетние переговоры и вступит в силу после ратификации национальными парламентами. По нему будут отменены пошлины на 87% товаров. Это самая обширная торговая сделка Ирана на сегодняшний день и принципиальный момент для России, поскольку она застолбит за собой одного торгового партнера и подчеркнет свою ведущую роль в торговой группе и экономическом развитии Средней Азии.
Наконец, в январе 2024 года БРИКС объявил о расширении. Группа пополнится пятью новыми членами: это Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. С их прибытием совокупный ВВП БРИКС вырастет до 28,5 триллионов долларов или 28,1% от общемирового показателя — против 43,2% у “Семерки”.
Хотя расширение БРИКС примечательно и с сугубо экономической точки зрения, оно более значимо в разрезе геополитики. Включение стран Ближнего Востока и африканских государств обеспечивает группе более широкое присутствие на ключевых морских и торговых маршрутах. Кроме того, доля БРИКС в мировой добыче нефти выросла до 43%, а в экспорте — до 25%. Также важно отметить, что на долю стран БРИКС приходится 72% мировых запасов редкоземельных элементов, ключевых для производства высокотехнологичного оружия и потребительских товаров, включая схемные платы и мобильные телефоны.
Многие на Западе воспринимают лишь привычную риторику о слабой России на грани развала и ее экономической изоляции, однако западным политикам необходимо внимательнее следить за продолжающимися геополитическими инициативами Москвы. Даже если экономическое участие России затруднено рядом сложных геополитических реалий, постоянно развивающаяся структура грозит серьезно нарушить привычный “глобальный порядок на основе правил”, если не подорвать его окончательно.
Поэтому политика конструктивного и неограниченного участия в глобальных торгово-экономических отношениях должна стать для западных политиков стержневым инструментом коммерческой дипломатии в будущем. Это подразумевает бóльшую сдержанность в отношении жестких санкций, которые лишь ограничивают доступ самого Запада к ключевым товарам и ускоряют глобальную инфляцию, чье бремя ложится на плечи потребителей среднего и рабочего класса.
Майкл Корбин имеет почти 30-летний опыт исследовательской работы, а также работы в федеральном правительстве и различных аналитических центрах по торгово-экономическим вопросам, связанным с Россией и Евразией. Имеет степень магистра Университета Огайо в области исследований России и Восточной Европы