Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Т-100" на подходе: Россия подтвердила, что готовит к производству новый класс танков

MWM: Россия готовит к производству новый класс танков на основе Т-80

© РИА Новости Константин Евгеньев / Перейти в фотобанкТанк "Черный орел" (Т-80) под заводской маркой "объект 640" на Государственном унитарном предприятии "Омский завод транспортного машиностроения"
Танк Черный орел (Т-80) под заводской маркой объект 640 на Государственном унитарном предприятии Омский завод транспортного машиностроения - ИноСМИ, 1920, 20.03.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия модернизирует танк Т-80, пишет MWM. Возможно, его вновь запустят в производство уже как машину нового поколения, предполагает автор статьи. Такой танк может стать самым боеспособным среди других российских образцов
В сентябре 2023 года российские государственные СМИ сообщили, что танковый завод “Омсктрансмаш” возобновит производство основного боевого танка Т-80, при этом сообщалось, что боевые возможности этого класса произвели сильное впечатление как на личный состав, так и на представителей Министерства обороны. Т-80 был, безусловно, самым дорогим и боеспособным классом танков в Советской Армии, и, несмотря на втрое бóльшую стоимость, чем у Т-72, благодаря обширным закупкам Т-80 сформировал костяк бронетанкового парка 1980-х.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако гораздо более высокие производственные и эксплуатационные затраты по сравнению с Т-72 побудили Министерство обороны России после распада СССР отдать предпочтение конкуренту, который считался более экономичным и имел лучшие экспортные перспективы. Это решение было принято во время экономического кризиса 1990-х и встретило резкий отпор широкой прослойки армейского руководства из-за значительно превосходящих возможностей Т-80. Однако производство этого класса танков было прекращено примерно в 1996 году, а последняя версия Т-72, значительно усовершенствованный Т-72БУ, — переименована в Т-90.
В 1980-е годы основные боевые танки для Советской Армии производили пять главных предприятий, при этом “Омсктрансмаш” входил в тройку крупнейших наряду с “Уралвагонзаводом” в Нижнем Тагиле и заводом имени Малышева в Харькове на территории современной Украины. В начале холодной войны и до конца 1970-х годов “Омсктрансмаш” производил танки Т-54/55 — на тот момент исключительно на экспорт — после чего был переоборудован для производства Т-80. Таким образом к концу холодной войны существовало два предприятия по выпуску Т-80 и три — по выпуску Т-72, причем последний также производился по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии.
С конца 1980-х годов на “Омсктрансмаше” осуществлялась масштабная программа по превращению Т-80 в танк следующего поколения, концептуально похожий на Т-14, в настоящее время находящийся в мелкосерийном производстве на “Уралвагонзаводе”, — с экипажем, размещавшимся в отдельной бронекапсуле, и необитаемой башней. Экономика постсоветской России стремительно сокращалась, и танк рекламировался иностранным клиентам для инвестиций под названием “Черный орел”. Однако, поскольку Россия наложила эмбарго на ряд ведущих потенциальных клиентов, включая Ирак, Иран, Ливию и Северную Корею, внешнее финансирование так и не материализовалось.
Как следующее поколение Т-72 получило наименование Т-90, весьма вероятно, что по российской традиции присвоения имен основным боевым танкам новый вариант Т-80 также будет переименован. Обозначение “Т-100” приходит на ум и вполне имело бы смысл в хронологическом порядке, учитывая явную тягу к “громким” именам. В отличие от Т-90, который на производстве стал прямым преемником Т-72 и какое-то время даже выпускался параллельно с ним, между производством последних советских Т-80 и запуском в серию новой модели будет промежуток примерно в 30 лет. Таким образом разница в возможностях наверняка окажется намного больше, чем между последними моделями Т-72Б и ранним, базовым Т-90. Остается неясным и масштаб модернизации конструкции Т-80 — в частности, войдут ли в нее конструктивные элементы “Черного орла”, и если да, то насколько.
В самом крайнем случае новая программа Т-80 может закончится попыткой профинансировать разработку на его основе танка следующего поколения, который может стать даже более многообещающим, чем разработанный “Уралвагонзаводом” с нуля Т-14. Из-за предельных задержек в разработке Т-14 танк-конкурент может не только стать ценным подспорьем, но и надавить на “Уралвагонзавод”, чтобы тот поскорее довел начатое до конца. Тем не менее, поскольку “Уралвагонзавод” теперь владеет и “Омсктрансмашем” и, таким образом, стал полным монополистом в производстве российских танков, перспективы повышения эффективности за счет конкуренции остаются скромными. Однако весьма вероятно, что новый Т-80 — вероятно, с новым обозначением — станет самым боеспособным российским танком, за исключением, быть может, самого Т-14.