Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Очередной газовый кризис в Европе не за горами

UnHerd: говорить о независимости Европы от российского газа преждевременно

© AP Photo / Sergei GritsРабота газокомпрессорной станции газопровода Ямал-Европа в Белоруссии
Работа газокомпрессорной станции газопровода Ямал-Европа в Белоруссии - ИноСМИ, 1920, 03.06.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Санкции против России, включая отказ от газа, привели к деиндустриализации Европы, пишет UnHerd. Но как только экономика ЕС снова начнет расти, потребление энергии увеличится, и трудно будет устоять перед искушением снова воспользоваться имеющейся трубопроводной сетью.
Ральф Шёлльхаммер (Ralph Schoellhammer)
Правда ли Европа окончательно преодолела газовый кризис и добилась независимости от России? На первый взгляд может так показаться. Газета "Файнэншл таймс" сообщила вчера, что европейский газовый рынок стал “гораздо устойчивее” к вызовам, с которыми столкнулся после начала российской спецоперации на Украине в 2022 году. Однако при более внимательном рассмотрении становится столь же очевидным, что это может быть лишь затишьем перед следующей бурей.
Прежде всего, ископаемое топливо следует за циклами деловой активности: в эпоху экономического роста потребление увеличивается, потому что заводы больше производят, грузовики возят больше товаров, а деловые офисы работают интенсивнее. Все это требует энергии, и, как следствие, растет потребление топлива — в том числе природного газа. Во время рецессии ситуация прямо противоположная. Снижение производства приводит к почти немедленному падению потребностей в ископаемом топливе.
В этом одно из главных различий между ископаемыми и возобновляемыми источниками энергии: например, ветровая и солнечная энергия не зависят от цикла деловой активности. Если дует ветер и светит солнце, они производят электроэнергию безотносительно фактического спроса. Об этом следует помнить, читая заголовки о растущей доле возобновляемых источников энергии в европейском энергобалансе. Так что это связано скорее с общим состоянием экономики, чем со стойким сокращением потребностей в газе и независимостью от России. Так, в одной лишь Германии объем производства в энергоемких отраслях рухнул почти на 20% по сравнению со средним показателем 2021 года.
Как только экономика ЕС снова начнет расти, потребление энергии соответственным образом увеличится — и вопрос в том, откуда ей взяться. На самом деле страны, рассчитывающие на улучшение экономических перспектив непосредственно в этом году, уже принимают меры. Так, США продлевают срок эксплуатации угольных электростанций и размышляют над расконсервацией атомных электростанций, тогда как как Индия и Китай развивают все доступные источники энергии.
На данный момент европейский план по изменению своей экономической судьбы подразумевает отказ от всей сети трубопроводов, соединяющих континент с бывшим главным поставщиком — Россией. Полная отмена поставок из России, усугубленная общеизвестным скачком цен на энергоносители, создаст новые затраты сразу на нескольких фронтах, и все это ляжет тяжким бременем на европейские компании и потребителей. Такие страны, как Венгрия и Австрия, по-прежнему сильно зависят от российского газа, и создать новую инфраструктуру для более дорогого американского или катарского СПГ будет отнюдь не так просто, как некоторым кажется.
Как сообщает газета "Файнэншл таймс", сам отказ от действующей трубопроводной сети с Россией будет сопряжен с немалыми затратами: “Операторы газотранспортных систем в Чехии, Австрии и Словакии планируют поднять плату за пользование своими системами для покрытия выпавших доходов от российского транзита. Эти дополнительные транспортные расходы взвинтят цену на доставку газа на юг и запад, в Центральную Европу”.
Циничный наблюдатель мог бы заметить, что это не Россия ввела санкции против Европы, а сами европейцы, создав ту шаткую ситуацию, когда ключом к снижению цен на энергоносители стала деиндустриализация. Это все равно что худеть, голодая. Какое-то время это будет работать, но в итоге кончится летальным исходом. Более того, появляется все больше свидетельств, что европейская общественность не намерена с этим мириться. От Орбана в Венгрии до Фицо в Словакии — ширится лагерь политиков, открыто противящихся “энергетической независимости” от России. Аналогичные позиции занимают крупные оппозиционные партии — например, “Альтернатива” в Германии или Партия свободы в Австрии.
Учитывая текущие политические тенденции, говорить о прекращении европейской зависимости от России преждевременно (если только дело не дойдет до преднамеренного разрушения инфраструктуры, как это было с “Северным потоком”). Возможно, нас ждет некоторая пауза, но как только потребности в энергии снова возрастут, трудно будет устоять перед искушением снова воспользоваться имеющейся трубопроводной сетью.