Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Много шума вокруг польского трубопровода. Мы отказываемся от стратегической инвестиции

WNP: Польша остановила проект строительства второй нитки Поморского трубопровода

© РИА Новости А. Гал / Перейти в фотобанкСтроительство нефтепровода
Строительство нефтепровода - ИноСМИ, 1920, 07.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вторая нитка Поморского трубопровода, которую Варшава обещала запустить в 2025 году, вряд ли появится, сообщает WNP. Желающих финансировать этот ключевой с точки зрения безопасности Польши проект не нашлось.
Строительство второй нити Поморского трубопровода в течение многих лет считалось ключевым с точки зрения безопасности Польши проектом.
240-километровый трубопровод, соединяющий Гданьск с Плоцком, должен был обеспечить возможность перенаправления нефти в чрезвычайных ситуациях с одного трубопровода на другой и, прежде всего, позволить увеличить пропускную способность при транспортировке сырья с северного направления за счет "соединения двух ниток".
Такой вариант приобрел особое значение после начала конфликта на Украине и перекрытия крана на трубе с российским сырьем. Изменение маршрута поставок нефти в Польшу привело к тому, что энергетическая безопасность страны зависит теперь от этого единственного трубопровода, транспортирующем сырье из Гданьского нефтяного порта на НПЗ Orlen в Плоцке.

Ключевые для топливной безопасности проекты приостановлены

Именно с учетом увеличения объемов перегружаемого в Гданьске сырья компания PERN (Предприятие по эксплуатации нефтепроводов) и готовилась к реализации этого проекта. Оператор уже был практически готов начать строительство. Он получил все разрешения и административные акты, после чего можно было переходить к анализу возможностей строительства. Однако на этом реализация проекта остановилась.
"Проект создания второй нитки Поморского трубопровода приостановлен. Наша компания провела переговоры с отечественными и зарубежными партнерами, чтобы выяснить их заинтересованность в этом проекте. Ответ был отрицательным. Наша позиция на данный момент заключается в том, что реализация проекта продолжена не будет", — сообщил глава PERN Даниэль Свентоховский (Daniel Świętochowski) во время заседания постоянного подкомитета по критически важной инфраструктуре, горнодобывающей промышленности и энергетике польского Сейма.
Данная информация вызвала большой переполох. По этому вопросу выступил бывший президент Орлена, ныне депутат Европарламента Даниэль Обайтек (Daniel Obajtek), который назвал данное решение "играми с безопасностью страны".
Свое возмущение не скрывал и депутат "Права и Справедливости" Збигнев Кузьмюк (Zbigniew Kuźmiuk), который написал в своем блоге, что решение о приостановке проекта — это работа на немецкие НПЗ, которые хотят импортировать более дешевую российскую нефть.
Однако собеседники портала WNP.PL утверждают, что решение обусловлено рыночными реалиями.
Московский нефтеперерабатывающий завод - ИноСМИ, 1920, 20.09.2023
Германия по-прежнему качает российскую нефть, причем через территорию ПольшиГермания признает, что на ее нефтеперерабатывающие заводы по-прежнему поступает российская нефть, сообщает WNP. Однако нарушения санкций не происходит, потому что это черное золото имеет казахстанский ярлык. Сырье идет в Германию транзитом через Польшу по нефтепроводу "Дружба".

Желающих участвовать в проекте строительства второй нитки Поморского трубопровода нет

Ранее компания PERN неоднократно подчеркивала, что реализация данного проекта зависит от интереса и желания партнеров по рынку его софинансировать. При этом имеются в виду лишь Orlen, чей НПЗ в Плоцке является основным потребителем транспортируемого этим маршрутом сырья, а также немецкие НПЗ, на которые через территорию нашей страны также поступает импортируемая морем нефть.
Как оказалось, сегодня на рынке нет желающих софинансировать столь крупные проекты. По оценкам PERN, ориентировочная стоимость инвестиций составляет около 2,8 миллиардов злотых.
"В результате консультаций с участниками рынка мы поняли, что коммерческого интереса к этим инвестициям нет. Это означает, что все расходы по строительству трубопровода и его эксплуатации будет нести PERN и государственный бюджет, то есть на самом деле налогоплательщики. Поэтому принятие ответственного решения о столь высоких затратах требует дополнительного анализа, учитывающего изменившиеся геополитические и рыночные условия", — объясняет компания PERN в присланном в редакцию WNP.pl сообщении.
При этом руководство оператора подчеркивает, что оно "не отказалось от реализации указанного проекта, а лишь проводит дополнительный анализ обоснованности его реализации в новых геополитических и рыночных условиях".
В настоящее время, судя по всему, клиенты PERN обоснованности его не находят. На вопрос портала WNP.PL, почему он не заинтересован в участии в проекте строительства второй нитки Поморского трубопровода, Orlen отвечает уклончиво.
"Любые инвестиции в дополнительные места хранения или инфраструктуру транспортировки нефти позволяют повысить гибкость национальной системы и тем самым укрепить энергетическую безопасность страны, в частности, обеспечивая снабжение отечественных НПЗ сырьем. Проект расширения Поморского трубопровода также способствовал бы усилению существующей в настоящее время инфраструктуры транспортировки нефти. Однако, в соответствии с компетенцией, за расширение Поморского трубопровода и, следовательно, за модель инвестиционного финансирования отвечает PERN", — ответили нам в пресс-службе концерна.

Современная инфраструктура обеспечивает топливную безопасность страны

PERN, в свою очередь, прямо заявляет, что актуальная инфраструктура, то есть одна нитка трубопровода, полностью обеспечивает текущий спрос не только польских, но и немецких НПЗ, которые также получают сырье по этому маршруту.
"Независимо от решения о строительстве второй нити Поморского трубопровода в Польше обеспечивается безопасность поставок нефти на польские НПЗ. Кроме того, PERN S.A. обладает свободными транспортными мощностями, которые могут быть использованы в случае дополнительного спроса со стороны НПЗ", — говорится в заявлении государственного оператора.
В эпоху отказа от природного топлива роста спроса со стороны как отечественных, так и немецких нефтеперерабатывающих заводов ожидать не следует.
Кроме того, оператор подчеркивает, что самостоятельно осуществляет инвестиции в повышение эффективности первой нитки Поморского трубопровода. Применение специального средства, снижающего сопротивление потоку нефти, так называемого DRA, позволило увеличить поток сырья на 20-30%.
Что же будет с наделавшим шума проектом второй нити Поморского трубопровода? Как сообщает PERN, "окончательное решение относительно будущего строительства, учитывающее энергетическую безопасность, а также экономические интересы государства, будет принято после завершения анализа".
Автор: Александра Хельбин (Aleksandra Helbin)