Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разыгранный пранкерами Сикорский проговорился о трудностях членства Киева в ЕС

© AP Photo / Sarah MeyssonnierМинистр иностранных дел Польши Радослав Сикорский
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский - ИноСМИ, 1920, 23.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все новые страны, желающие присоединиться к ЕС, относятся к категории бедных. Став членом блока, Киев станет крупнейшим получателем его субсидий, пишет RS. А Варшава превратится в донора и заплатит за вступление Украины в буквальном смысле слова. А ей оно надо?
Иан Прауд (Ian Proud)
Недавно министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского разыграл дерзкий шутник, выдавший себя за бывшего президента Украины Петра Порошенко.
В разговоре с “Порошенко” Сикорский осветил ряд мелких и спорных политических вопросов, связанных с украинским конфликтом. Однако самые яркие его комментарии коснулись стремления Украины в Европейский союз — по его словам, этот процесс “растянется на десятилетие или больше”.
С самого начала боевых действий на Украине президент Зеленский требует немедленного или хотя бы ускоренного членстве в ЕС. Украина активно боролась за это, и ЕС наконец-то начал переговоры о вступлении в июне 2024 года. Однако Сикорский проговорился о том, о чем другие умалчивают: это не будет ни быстро, ни легко.
Что еще важнее, он намекнул на причины, почему это может оказаться в принципе невозможно на условиях, которые понравятся Украине.
Я британец, но страстно верю в европейский проект и считаю, что Украина правильно поступила, сосредоточившись на будущем членстве. В отличие от многих, я всегда рассматривал ЕС прежде всего как экономическое начинание. Завершив свою командировку в Россию в феврале 2019 года, я отправился из Москвы обратно в Англию проездом через всю Украину и въехал в ЕС на польской границе. Я своими глазами видел смягчающее влияние открытых границ, свободного передвижения и торговли на отношения между гражданами столь разных государств.
Рекламный слоган ЕС подает процесс расширения как “геостратегические инвестиции в мир, безопасность, стабильность и процветание”. Но это не просто вопрос мира и безопасности. На кону еще и немалые деньги. ЕС так устроен, что богатые страны субсидируют бедные — согласно тщательно согласованным и горячо оспариваемым договоренностям, которые действуют уже двадцать лет с момента последнего крупного расширения. Десять стран побогаче во главе с Германией платят ЕС больше, чем получают, и субсидируют 17 стран победнее, которые, наоборот, получают больше средств, чем вносят в общий бюджет. Разобраться с этим немудрено.
Таким образом, даже при том, что после окончания холодной войны Польша расцвела экономически, она по-прежнему получает от ЕС больше средств, чем вносит сама. Более того, благодаря большому населению Польша получает финансовой помощи больше всех: только в 2023 году Варшава получила 7 миллиардов евро.
Но экономика Украины в четыре с половиной раза меньше польской. Это беднейшая в Европе страна — фактически даже беднее Молдавии — но с шестым по величине населением. Население Украины больше, чем у всех остальных стран-кандидатов в ЕС вместе взятых. Получив членский билет, Киев станет крупнейшим получателем средств ЕС — причем с большим отрывом.
Возьмем сельское хозяйство, где действующие субсидии тщательно охраняются на государственном уровне именно из-за острой политической реакции на любые перемены в финансировании со стороны аграриев, которые в противном случае лишатся средств к существованию. Вспомните протесты польских фермеров против притока дешевого украинского зерна. Еще один урок телефонного розыгрыша — явное раздражение, которое у Сикорского вызвало февральское предложение Зеленского встретиться с польскими фермерами на границе, — поляк даже назвал ее “уловкой”.
Если Украина присоединится к ЕС на тех же условиях, что и все остальные, на нее придется четверть всех сельскохозяйственных угодий в Европе. Благодаря этому она получит право на 96,8 миллиарда евро помощи — это почти четверть семилетнего пакета финансирования Единой сельскохозяйственной политики общей суммой в 378,5 миллиарда евро. Таким образом, выплаты фермерам в других странах ЕС сократятся на 20% — а это повлечет за собой масштабное сопротивление сельскохозяйственных лоббистских групп.
Я хорошо помню ожесточенные протесты французских фермеров против британской сельхозпродукции после того, как Великобритания влилась в Европейское экономическое сообщество, как его тогда называли. Немудрено, что президент Франции Макрон вскоре после начала конфликта заявил, что присоединение Украины к ЕС растянется на десятилетия. Если Украина станет членом, Франция лишится статуса крупнейшего получателя средств в рамках Единой сельскохозяйственной политики.
Но есть проблемы и помасштабнее. Все новые страны, желающие присоединиться к ЕС, относятся к категории бедных. Бюджет ЕС попросту не выдержит расширения при нынешних условиях финансирования. Даже те страны, которые сейчас относятся к выгодополучателям, в итоге начнут вкладывать больше, чем получают взамен.
Польша сейчас получает щедрые субсидии, однако в перспективе ей придется стать донором. Компанию ей наверняка составят Испания, Португалия и Люксембург. Польша заплатит за вступление Украины в ЕС в самом буквальном смысле слова. Таким образом, мало того, что польские земледельцы возмутятся низкими доходами и возросшей конкуренцией из-за Украины, — полякам еще и предстоит платить более высокие налоги.
Вот почему в Европе так часто обсуждается так называемая “переменная геометрия” — то есть мысль, что новые члены смогут присоединиться и интегрироваться по своему графику (медленнее нынешних членов от Франции до Польши). Это всего лишь эвфемизм для того, чтобы отложить в долгий ящик огромную и разрушительную реформу бюджетов ЕС, которая потребуется, чтобы дать Украине те же преимущества, что и давним членам.
В августе 2023 года газета "Файнэншл таймс" написала толковую статью, где простыми словами объясняются масштабные изменения внутри ЕС, которых потребует членство Украины. У Киева имеется обширный список вопросов, которые ему предстоит решить, прежде чем он сможет вступить в блок — в том числе провести жизненно важную реформу правосудия и предпринять более конкретные усилия по борьбе с коррупцией. Украина уже получила свыше 118 миллиардов евро помощи от Европейского союза. Государственный долг страны удвоился с начала боевых действий и в 2025 году превысит 100% ВВП.
Поэтому, хотя я и считаю, что далеко идущие политические и экономические выгоды для Украины от членства в ЕС оправданны, путь предстоит трудный. Украина не продвинется к своей цели, доколе она сама выбирает боевые действия против России в конфликте, в котором ей решительно не победить. И никакой золотой жилы в конце радуги может и не оказаться — даже через десятилетие.
Давайте начистоту: Польша показала себя одной из самых верных сторонниц Украины. Больше нее украинских беженцев приютила лишь Германия. Однако Сикорский мрачно заметил, что украинские фермы “слишком хороши”. По правде говоря, в том, чтобы Украина вступила в ЕС на тех же условиях, Польша заинтересована не больше, чем Франция или другие крупные получатели субсидий.
Поэтому в дележе казенного пирога ЕС Польша — отнюдь не лучший друг Украины.
Иан Прауд находился на британской дипломатической службе с 1999 по 2023 год и занимал должность экономического советника в посольстве в Москве с июля 2014 года по февраль 2019 года. Был одним из организаторов саммита “Восьмерки” в Лох-Эрне в Северной Ирландии. Недавно опубликовал мемуары “Неприкаянный в Москве: как британская дипломатия в России 2014–2019 годов потерпела крах”