Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демографический кризис угрожает жизнеспособности Украины как свободного государства

RS: на Украине скоро не останется мужчин для обеспечения экономического развития

© AP Photo / Efrem LukatskyМемориальная стена с фотографиями украинских военнослужащих, погибших на востоке Украины
Мемориальная стена с фотографиями украинских военнослужащих, погибших на востоке Украины - ИноСМИ, 1920, 14.11.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфликт на Украине берет свое: мужчины уходят на фронт или бегут из страны, и рабочих рук не хватает, пишет RS. Поддержка Запада может принести ВСУ больше денег или лучшее оружие, но не в состоянии произвести больше украинцев, которых можно бросить в бой.
Энтони Джей Токаж (Anthony J. Tokarz)
Чем глубже демографический кризис на Украине из-за ее продолжающегося конфликта с Россией, тем больше вопросов вызывает ее жизнеспособность как государства в долгосрочной перспективе.
По словам нескольких украинских эмигрантов, с которыми я общался во время трех визитов в Польшу за последние годы, это мнение весьма распространено среди них в Европе. В начале конфликта большинство украинцев обуял патриотический раж, и многие верили в полную победу.
К лету 2024 года почти все они поумерили свои ожидания, борясь со страхом, что США и их союзники променяли надежды на безоговорочную победу Украины на более практическую цель — ослабить Россию. Самые циничные полагают, что США мыслят, как в битве при Бенче во время войны во Вьетнаме, когда американский командир сострил: “Чтобы спасти город, нам пришлось его разрушить”. В ходе предыдущих визитов я не раз слышал тревогу: многие беженцы и политические эксперты беспокоились, что Россия продолжит свой рывок вперед. Однако к 2023 году российская кампания забуксовала и переросла в жестокий позиционный конфликт, поэтому настроения снова изменились: многие надеются, что Украина удержит территории и, возможно, постепенно начнет возвращать занятое Россией.
Сегодня большинство поляков и украинцев уверены, что Украина выдержит российский натиск, хотя и опасаются, что, переизбравшись на пост президента, Дональд Трамп не только снизит поддержку, но и, возможно, будет подталкивать страну к мирному соглашению, которое приведет к сдаче территорий России.
В случае с Украиной демографические показатели говорят сами за себя. Согласно докладу Украинского института будущего, общая численность населения рухнула до 29 миллионов человек в 2023 году — по сравнению с 48,5 миллионами в 2001 году.
Сегодня точную цифру установить трудно из-за того, что провести всенародную перепись не представляется возможным, а несколько восточных стран ЕС открыли контрольно-пропускные пункты для украинских граждан. В октябрьском докладе ООН численность населения оценивается весьма оптимистично: 35 миллионов.
Более того, демографическая пирамида страны перевернулась из-за старения, низкой рождаемости и эмиграции. Сейчас на Украине насчитывается всего 9,5 миллионов работников, чьи налоги обеспечивают 23 миллиона пенсионеров, детей и безработных. Однако во многих случаях даже неясно, где живут получатели пенсий и пособий — на Украине или за границей. Кроме того, Украина зависит не только от налоговых поступлений, но и от бюджетной поддержки союзников, без которой она даже не сможет выплачивать зарплаты госслужащим.
По данным Агентства США по международному развитию, с 2022 года американское правительство предоставило правительству Украины 26,8 миллиарда долларов прямой бюджетной поддержки — помимо военной помощи и прямых поставок оружия на миллиарды долларов. В пресс-релизе Госдепартамента США за 2023 год подчеркивается, что американская помощь пошла на выплату зарплат государственным служащим и правительственным чиновникам и пенсий по возрасту. Без поддержки США и их европейских союзников Украина не сможет не только оснащать войска, но и поддерживать основные государственные услуги.
Выходит, что Украина только что заключила сделку по реструктуризации международного долга, но все равно не имеет ресурсов для привлечения новобранцев конкурентоспособными зарплатами. В результате онаобратилась для пополнения сил к призыву и, как следствие, усилила армию, ослабив при этом экономику. В репортаже "Файнэншл таймс" от марта 2024 года говорится, что из 11,1 миллиона украинских мужчин в возрасте от 25 до 60 лет 7,4 миллиона либо уже мобилизованы, либо недоступны в силу разных причин, начиная от инвалидности и заканчивая бронью из-за работы в ключевых секторах.
Еще 900 000 мужчин призывного возраста не зарегистрированы ни в одной государственной системе воинского учета и, следовательно, призыву также не подлежат. Из 3,4 миллиона мужчин призывного возраста на рынке труда 600 000 считаются незаменимыми работниками и, таким образом, тоже вряд ли будут призваны. Таким образом потенциальных призывников остается всего 2,8 миллиона — примерно столько же, сколько бежали из страны или вернулись с фронта калеками.
В результате Украина столкнулась с дилеммой: призывать мужчин в войска или оставлять их на рынке труда, где они будут помогать правительству, выплачивать налоги и поддерживать экономику на плаву. Несколько осведомленных источников на условии анонимности заверили, что украинская экономика выстоит, но при этом признали, что она сильно зависит от финансирования союзников.
Решение призвать на фронт побольше молодежи скажется на будущих поколениях, подорвав рождаемость. Если же Украина будет призывать взрослых мужчин, после них останутся вдовы и сироты, выживать которым предстоит за счет государства.
По данным BNE Intellinews, с тех пор как Украина обрела независимость от Советского Союза в 1991 году, эмиграция пагубно сказалась на демографической ситуации, а рождаемость упала до 1,4 детей на женщину. В 2023 году на всей Украине, включая занятые Россией территории, родилось всего 187 000 младенцев — антирекорд за целых три века.
В апреле президент Владимир Зеленский пошел на компромисс и снизил призывной возраст с 27 до 25 лет. Но даже такие действия толкнули многих потенциальных призывников на отчаянные меры. Так, в июле "Уолл-стрит джорнэл" сообщил об участившихся попытках переплыть реку Тиса на границе с Румынией (нередко со смертельным исходом).
В последние месяцы целый ряд волн мобилизации потерпели неудачу, и их крах усугубил политические разногласия на Украине.
В мае Зеленский объявил, что его правительство приостановит консульские услуги для мужчин призывного возраста, проживающих за рубежом. Тогда я жил в польском Пшемысле всего в десяти километрах от границы с Украиной. Все мои украинские собеседники отреагировали сочетанием подозрений, гнева и страха в разных пропорциях.
Наконец, сказывается коррупция и личные интересы. Многие эмигранты сетовали на освобождение от воинской обязанности для государственных служащих, о чем сообщала польская газета Do Rzeczy. Одна из петиций, поданных в администрацию Зеленского, призывает к призыву на фронт сотрудников таможни, поскольку они слывут особенно коррумпированными.
Кроме того, доклад Харьковского антикоррупционного центра показал, что целый ряд контрактов на строительство укреплений в городе на американские средства достался фирмам с сомнительным опытом в строительстве оборонительных сооружений и бизнесменам с сомнительной репутацией.
Иными словами, значительная сумма денег могла исчезнуть в карманах местных чинуш, ничуть не укрепив безопасностьХарькова, крупного промышленного центра и ключевой цели российской кампании.
Как сказал мне украинский эмигрант Артем, ныне повар в Вене: “С чего мне доверять свое будущее продажному советскому чиновнику, который ничего не смыслит в войне? Я лучше обеспечу себя, свою девушку и наших детей, если буду жить за границей и копить деньги. Может быть, когда-нибудь мы и вернемся, но не раньше, чем продажные лидеры прекратят наживаться на отчаянии народа”.
В июле премьер-министр Польши Дональд Туск принимал Зеленского у себя в Варшаве, где они объявили о соглашении по вербовке, обучению и оснащению украинцев, живущих в Польше, для возвращения на родину и участия в боевых действиях.
Однако, несмотря на первоначальный энтузиазм, министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш отметил в дальнейшем интервью, что добровольцев оказалось слишком мало.
Американская поддержка может принести ВСУ больше денег или лучшее оружие, но она не в состоянии произвести больше украинцев, которых можно бросить в бой.Украинское правительство раскручивает маховик мобилизации, однако пригодных к службе мужчин призывного возраста в стране остается все меньше, и каждый призванный солдат рискует оказаться рабочим, выбывшим с рынка труда, или отцом, не вернувшимся с фронта.
Сегодня эти мужчины нужны Украине, чтобы пополнить ряды вооруженных сил. А завтра ей потребуется, чтобы они вернулись домой, наладили нормальную жизнь, завели семьи и, в итоге, заново отстроили страну.
Энтони Джей Токаж — аспирант Колумбийского университета, исследует стык национальной безопасности и финансов