Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трамп может воспользоваться Арктикой как рычагом, чтобы положить конец украинскому конфликту

RS: Трамп может использовать Арктику для прекращения конфликта на Украине

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкСпуск на воду атомного ледокола "Чукотка" в Санкт-Петербурге
Спуск на воду атомного ледокола Чукотка в Санкт-Петербурге - ИноСМИ, 1920, 22.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Китай хотят использовать для торговли Северный морской путь, но для развития этого заполярного коридора нужна поддержка Запада, пишет RS. Поэтому сотрудничество в Арктике может стать козырем Трампа и помочь в урегулировании украинского конфликта, считает автор статьи.
Лайл Гольдштейн (Lyle Goldstein)
После переизбрания Дональда Трампа его предвыборное обещание положить конец российско-украинскому конфликту как можно скорее кажется все менее достижимым, поскольку ситуация продолжает ухудшаться.
Трудно даже представить себе, как новое оружие для Украины и дополнительные санкции против России помогут достичь мира. Российская армия медленно, но неуклонно продвигается вперед, поэтому не исключено, что Путин пришел к выводу о том, что его страна должна добиваться полной военной победы, игнорируя все краткосрочные мирные инициативы Запада.
Однако у новой администрации есть возможность сломить статус-кво и убедить Россию свернуть боевые действия. Для этого потребуются стимулы в Арктике — этот вопрос непременно привлечет внимание президента Владимира Путина. Такой вариант может оказаться привлекательным и для Трампа, ведь он привык смотреть на мир глазами бизнесмена в поисках выгодной сделки.
Участие Путина в ноябрьской церемонии спуска на воду нового атомного ледокола “Чукотка” прошло практически незамеченным на Западе, но продемонстрировало предельную сосредоточенность президента России на развитии Заполярья. Новый ледокол длиной 173 метра и водоизмещением 33 500 тонн считается крупнейшим и мощнейшим в мире, а два его ядерных реактора выдают 350 мегаватт энергии и позволяют ему ломать лед толщиной более трех метров.
Стоят такие суда стоят недешево, и одна лишь “Чукотка” потянула на полмиллиарда долларов.
Однако “Чукотка” — уже четвертый в своей серии. Еще один атомный ледокол того же класса, “Якутия”, уже близится к завершению, а следующий должен быть заложен в 2025 году. В октябре на верфи под Владивостоком был дан зеленый свет строительству еще более передовых атомных ледоколов стоимостью уже в миллиард долларов — астрономическая сумма по меркам сегодняшней России.
Пункт назначения ледоколов — Северный морской путь (СМП), судоходный маршрут, который проходит к северу от России и соединяет Западную Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. В этом году на Севмормути был установлен целый ряд рекордов — в том числе по крупнейшему контейнеровозу и общему количеству перевезенной нефти.
Для российского лидера, который столкнулся как с политическими, так и с экономическими трудностями, Арктика всегда находилась в приоритетах, поскольку на нее приходится до 10% российского ВВП и 20% российского экспорта. Российские аналитики в области энергетики планируют увеличить экспорт полезных ископаемых по СМП в течение следующих пяти лет в шесть или семь раз до 200 миллионов тонн. Доклад от середины 2024 года отмечает, что у России, “безусловно, есть арктические ресурсы для обеспечения столь значительного расширения экспорта”.
Однако арктические планы Кремля не ограничиваются нефтью и газом. Все российские лидеры отдают себе отчет в том, что экономический рост страны всегда сдерживался тем элементарным фактом, что большинство гигантских рек России — в частности Обь, Енисей и Лена — текут в меридиональном направлении на север, в Арктику. Таким образом, рабочий СМП с круглогодичной навигацией — естественный ключ к масштабному развитию обширных, богатых ресурсами внутренних районов страны и, в частности, Сибири — и эта цель почти так же стара, как и само государство российское.
Путин прекрасно понимает, что одно лишь строительство танков и ракет не принесет России силу и процветание, но этот мегапроект может открыть такую возможность.
Китай также оценил СМП: он не только включил его в свой “Полярный шелковый путь”, но и стремится к тесному партнерству с Кремлем в Арктике. В китайском аналитическом обзоре от 2024 года утверждается, что Пекин должен обеспечить прибыльность инвестиций китайских и российских корпорации в арктический транзитный коридор.
Однако несмотря на постепенный прогресс, китайские и российские аналитики сознают, что заполярный коридор не достигнет своего подлинного потенциала без поддержки Запада. Вот почему усиленное внимание на Арктике может оказать серьезное влияние на прекращение украинского конфликта. Долгожданный судоходный путь через Крайний Север — один из тех немногих геоэкономических трофеев, которые Кремль ценит наравне с самой Украиной.
Важно, чтобы новый динамичный транспортный коридор направил некоторую долю обильной прибыли — скажем, 5% в течение следующего полувека — на восстановление разрушенной инфраструктуры Украины. Этот постоянный приток ресурсов станет своего рода репарациями Киеву, которые наверняка составят сотни миллиардов долларов.
Китай наверняка решительно поддержит этот план. Но выгоду от СМП получат и ряд других заинтересованных стран, которые на данном этапе отдалились от России: Канада, Финляндия, Норвегия и Швеция на Западе или Южная Корея и Япония на Востоке. И это потенциально может ослабить глобальную напряженность во всей Евразии.
Некоторые части США также извлекут экономическую выгоду: самый очевидный пример — Аляска, но и другие северные порты тоже, такие как Сиэтл и даже Бостон. Более того, западные страны за столом переговоров по СМП наверняка смогут продавить более надежные экологические стандарты.
Чтобы эта сделка принесла весомые результаты, США придется снять санкции с проектов СМП. Еще будет неплохо заручиться одобрением маршрута со стороны крупнейших судоходных компаний Европы — таких как Hapag Lloyd и Maersk. Уже этих шагов может оказаться достаточно, но в качестве дополнительного подсластителя США и Европа могли бы стимулировать западные инвестиции в Севморпуть.
На первом сроке Трампа президент сделал несколько смелых жестов во внешней политике и даже пошел ради мира на политические риски, что весьма похвально. Разумеется, сложные вопросы о разведении сил, правах граждан на востоке Украины и будущей архитектуре безопасности Восточной Европы останутся первостепенными в любом урегулировании.
Однако прибавив к мирным предложениям пряник в лице заполярного измерения, которое гарантированно привлечет внимание Путина, переговоры получат дополнительный шанс заинтересовать Трампа и добиться успеха. А если Трамп всерьез проникнется этой масштабной сделкой и примется ее продавливать, это поможет не только вернуть мир в Восточную Европу, но и оживить перспективы Старого света в целом.
Лайл Гольдштейн — научный сотрудник Института морских исследований Китая при Военно-морском колледже США. Директор-основатель института и автор десятков статей о политике безопасности Китая, специалист по подводным возможностям Пекина. Автор книги “Китайский компромисс” 2015 года. Сотрудник нового Института морских исследований России. Говорит по-русски и по-китайски.