https://inosmi.ru/20251210/aziya_ssha-276076235.html
Поворот США к Азии. Чем-то это регион радует, а от иного хочется плакать
Поворот США к Азии. Чем-то это регион радует, а от иного хочется плакать
Поворот США к Азии. Чем-то это регион радует, а от иного хочется плакать
Новая Стратегии безопасности США означает разрыв с прошлым и поворот от глобальных амбиций превосходства к узко понимаемым национальным интересам, пишет FP. Для | 10.12.2025, ИноСМИ
2025-12-10T11:50
2025-12-10T11:50
2025-12-10T12:05
мир
азия
сша
китай
дональд трамп
ес
асеан
стратегия национальной безопасности сша
foreign policy
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/0c/0a/276076944_0:0:3191:1796_1920x0_80_0_0_244fa0dc631f03789f259bff9aabaa11.jpg
Раджа Мохан (C. Raja Mohan)Внешнеполитическая революция MAGA: плюсы и минусы для регионаИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>С каждой новой администрацией Вашингтон получает новую идеологическую коалицию и неизбежный документ, формулирующий ее взгляды на политику национальной безопасности. Не исключение здесь и последняя версия Стратегии национальной безопасности (СНБ), опубликованная администрацией Трампа на прошлой неделе. Однако гораздо важнее то, что этот документ означает разрыв с прошлым: если прежние стратегии предлагали лишь вариации в рамках послевоенного консенсуса и консенсуса периода после холодной войны, то нынешняя знаменует собой радикальный отход от него.Можно ли считать этот документ точным прогнозом будущих действий Дональда Трампа — вопрос открытый. Но он, без сомнения, стал важнейшим рубежом в эволюции внутренних дебатов о роли США в мире, вобрав в себя идеологию движения MAGA и отразив перемены в американских настроениях. Для Азии он служит ключом к пониманию того, как вторая администрация Трампа видит Индо-Тихоокеанский регион, относится к союзникам, воспринимает Китай и осмысляет американское лидерство в эпоху геополитического соперничества.Прежде всего, в документе отчетливо звучит знакомая идея MAGA-национализма — сочетание сдержанности, национального эгоизма и неприятия интернационализма с его глобальными миссиями. Стратегия, согласно тексту, должна быть "свободна от традиционной политической идеологии". Ее единственный мотив — "то, что работает для Америки", или, если кратко, "Америка прежде всего".Документ знаменует поворот от глобальных амбиций превосходства к узко понимаемым национальным интересам на основе внутреннего возрождения. Для тех, кого давно раздражают поучительные проповеди Вашингтона, такая перемена — долгожданная идеологическая корректировка.Но для Азии новая стратегия США — палка о двух концах.Сперва о хорошем: документ помещает Азию (или, говоря современным языком, ИТР) на верхнюю строчку внешнеполитических приоритетов США за пределами Западного полушария,которое остается для Трампа центральным. Можно сказать, продолжается линия "поворота к Азии" Обамы, концепция "свободного и открытого ИТР" первого срока Трампа и индо-тихоокеанская стратегия Байдена. Подъем Китая и экономическая активность региона делают такой выбор неизбежным. Не менее важно и подтверждение готовности США противостоять доминированию в Азии какой-либо одной державы. Эта давняя тема американской стратегии, и ее повторение в СНБ с облегчением воспримут в азиатских столицах, встревоженных ростом мощи КНР.Всё. Зеленского ломали два часа — и сломали окончательно. Украина признала поражение? Володымыр пошел вразносВо-вторых, Азия избегает того шквала критики, что документ обрушивает на Европу. Последнюю он клеймит за упадок, зависимость и либеральные крайности, тогда как к Азии проявляет явное стратегическое почтение. В отличие от обещания активно "спасать западную цивилизацию" в Европе, в отношении ИТР и Ближнего Востока говорится лишь об ограниченном и выборочном вмешательстве. Дело не в симпатиях Трампа к Азии, а в том, что идеологическая война MAGA — это внутренняя распря Запада о ценностях и судьбе либерализма. Азия пока остается в стороне от этой схватки.В-третьих, Азия меньше страдает от американской критики в адрес наднационального управления. Бюрократия и регуляторные полномочия ЕС вызывают ярость MAGA, а Азия, с ее слабостью региональных институтов, кажется куда более созвучной трамповскому культу суверенитета и сделочного прагматизма. Либеральный акцент на правах человека и социальных стандартах всегда плохо ложился на почву большинства азиатских режимов: китайского и многих демократических, но глубоко националистических обществ региона. Для них идея мира как сообщества независимых государств, отстаиваемая в "Америке прежде всего", — подход вполне здравый.В-четвертых, многие азиатские правительства (особенно Пекин) давно скептически относятся к послевоенной риторике о "международном порядке, основанном на правилах". На Западе это звучало обнадеживающе, но в Азии воспринималось как принуждение или лицемерие — не в последнюю очередь потому, что сами США часто эти правила нарушали. Акцент Трампа на прагматизм и интерес — дипломатия как Kommerzpolitik — находит здесь отклик. Азиатские правительства, не доверяющие либеральным нормам, в логике сделок чувствуют себя комфортнее. Яркий пример — конкуренция азиатских стран за соглашения с Трампом во время его осеннего турне: со "сделочными" США проще иметь дело, вести переговоры и торговаться.В-пятых, многие азиатские страны положительно восприняли признание Трампом Китая "почти равным конкурентом" и его призыв к "взаимовыгодным экономическим отношениям" с Пекином.Большая часть региона десятилетиями процветала благодаря китайско-американскому сближению и с тревогой смотрит на перспективу новой холодной войны. Стремление не выбирать между США и Китаем находит отклик в готовности Трампа взаимодействовать с Пекином как с почти равным. А для не входящих в альянсы стран вроде Индии призыв Трампа к крупным державам взять на себя больше региональной ответственности открывает возможности для повышения собственного стратегического веса.Но позитиву противостоят тревожные элементы самой стратегии и реальной дипломатии Трампа. Регион видит перед собой одновременно возможности, неопределенность и угрозы.Во-первых, суверенитет и невмешательство, о которых говорит Трамп, хоть и звучат обнадеживающе, Азия хорошо знает, что у Вашингтона сохраняется структурная тяга к вмешательству в чужие дела. Ее причина — не принципы, а сама сила. Великие державы вмешиваются просто потому, что могут, и потому, что этого часто ждут их внутренние аудитории. Угрозы Трампа в адрес ЮАР и Нигерии лишь подтверждают сохраняющийся американский рефлекс наказывать и принуждать. Призывы к сдержанности его не отменят.Во-вторых, хотя Kommerzpolitik и близка Азии, Трамп заходит куда дальше обычного торга. Его требования к Японии и Южной Корее о гигантских новых инвестициях носили откровенно вымогательский характер. Такой же тревоги заслуживают условия, навязанные им Малайзии и Камбодже во время саммита АСЕАН. Речь здесь идет не об уважении суверенитета, а о диктате силы. Азиатские страны готовы к сделкам, но не к принудительному меркантилизму.В-третьих, хотя отказ Вашингтона от "правил" может радовать азиатских прагматиков, у этого отказа есть и обратная сторона. Если США перестанут защищать территориальную целостность, слабые государства региона окажутся на милости сильных. Давление на Украину с требованием уступить территорию России немедленно заставляет задуматься: готовы ли США сдерживать китайскую экспансию? Малые страны Азии хотят ясных правил — не из либерального идеализма, а потому что правила — их единственная защита от сильных. В то же время отход США от либеральных ценностей разочарует диссидентов и активистов, надеявшихся на американскую поддержку.В-четвертых, упор Трампа на экономические связи с Китаем порождает опасения, что торговые выгоды могут перевесить союзнические обязательства. СНБ говорит о сдерживании китайской агрессии, но противоречие между взаимозависимостью и военным соперничеством обостряется. По мере роста мощи Китая сохранять военное превосходство будет сложнее. Пекин получит больше возможностей раскалывать союз США с азиатскими партнерами. А требование Трампа увеличить оборонные расходы может подтолкнуть некоторых союзников к крайним мерам, вплоть до пересмотра ядерных опций. Эти страхи усиливает ощущение, что Китай неуклонно меняет военный баланс в свою пользу.В-пятых, жаркие споры вокруг формулировок СНБ о Тайване высвечивают главный геополитический разлом Азии. Но словесные баталии мало проясняют, как поведет себя Трамп или любой другой президент США в реальном кризисе. Все решит конкретная ситуация в регионе и расклад внутренних сил в Америке. Реакция Вашингтона на заявления японского премьера Санаэ Такаити о связи между атакой Китая на Тайвань и безопасностью Японии — тревожный сигнал. Даже требуя от азиатских союзников все больше, Трамп дает им все меньше ясности в том, что они получат взамен. Стратегическая неопределенность прошлого сменяется не обязательствами, а новой, еще большей неясностью.В целом у Азии, в отличие от Европы, может быть больше времени и пространства для адаптации к новой американской стратегии. Но и вызовы перед ней куда серьезнее. Если по мощи Россия ограничена в сравнении с Европой, то Китай доминирует над всем азиатским регионом. Безопасность Азии во многом определит то, как Вашингтон будет вести себя в непростых отношениях с Пекином — отношениях, где геополитическое соперничество сочетается с экономической взаимозависимостью. Неопределенность в американской политике по отношению к Китаю может запустить цепную реакцию по всему ИТР.Азии придется приспособиться к новой реальности — повлиять на внутреннюю политику США или эволюцию трампизма она не в силах. Европа может надеяться на возвращение либерального интернационализма и возрождение атлантизма. Азии такая роскошь недоступна. На фоне растущей тени Китая и смены курса США регион должен взять курс на самопомощь: укреплять собственный потенциал, искать партнеров помимо США и формировать гибкие коалиции. При этом в СНБ предлагается "сеть распределения бремени" с поддержкой Вашингтона: "США готовы помогать — в том числе через льготные торговые условия, обмен технологиями и оборонные закупки — тем странам, которые добровольно берут на себя больше ответственности за безопасность в своих регионах". Азии стоит использовать возможности, которые это предложение открывает.
азия
сша
китай
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/0c/0a/276076944_339:0:3070:2048_1920x0_80_0_0_1df7f51b897360d816b01b9d31e8f6c9.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
мир, азия, сша, китай, дональд трамп, ес, асеан, стратегия национальной безопасности сша, foreign policy