Сборная команда Японии 19 июня наконец-то будет участвовать в своей первой игре на Чемпионате мира по футболу, проходящему в России. У японского корреспондента, направляющегося в город Саранск, где пройдет первый матч, в котором примет участие его национальная команда, много дел. Прежде всего, он спешит на ночной поезд. На нем из Москвы предстоит проехать более 12 часов. Вместе с другими футбольными болельщиками он провёл одну ночь в поезде, нёсшем пассажиров к решающей схватке.
Сейчас у нас 18 июня, время — немногим более пяти часов вечера. Я сажусь на московском железнодорожном вокзале в поезд, состоящий из 12 вагонов. В моём третьем вагоне полно колумбийцев. Послышалась фраза: «Ты один тут, среди нас, японец!». Именно такую атмосферу называют непринуждённой.
В вагоне поезда — около 50 пассажиров. В соседнем вагоне едут ещё два японца, так что всего нас в этом поезде — трое. Слышал, что в других поездах, едет много японцев, но в нашем поезде почему-то сконцентрировались колумбийцы.
Вагоны разделены на классы, с первого по третий. В купе первого класса размещаются по два человека, предусмотрено питание, во втором классе — по четыре человека. Здесь относительно тихо. А в вагонах третьего класса, поскольку тут нет перегородок, отделяющих от прохода, атмосфера более оживлённая, даже шумная. Стоимость проездных билетов варьируется от трех тысяч иен в третьем классе, до более десяти тысяч иен в первом классе (1 йена составляет 0,57 рубля по данным на 26 июня 2018 года — прим. ред.).
В вагоне-ресторане колумбийцы начинают пивную вечеринку. «Колумбийцы всего мира собрались сегодня здесь!». Впрочем, даже гуляя по городу, можно заметить довольно много людей в форме колумбийской футбольной команды. «В Южной Америке все любят футбол, мы не проиграем Японии!» — заявил один болельщик.
Говорит Гектор Рэндасабал (60 лет), его спальное место расположено напротив яруса, занимаемого двумя японскими молодыми людьми: «Колумбия четыре года назад улучшила атакующий компонент своей команды, а вот защита — бесполезна. Я бы и сам мог бы выходить за них на поле». Японский студент, приехавший из Кобе, в ответ восхищается свободой общения пассажиров в этом поезде, хотя, по его мнению, атмосфера в путешествиях по железной дороге в Южной Америке, тоже не плохая.
В десять часов вечера в вагоне выключается электричество, но и в темноте продолжают звучать латиноамериканские мотивы из колонок одного из туристов. В ожидании футбольного матча с участием своей команды напряжение не спадает, несмотря на то, что скоро уже новый день.
Саранск — самый маленький город из 11, принимающих нынешний Чемпионат мира. Обычно туристов здесь мало. «Раньше у нас было только три больших отеля», — говорит чиновник из городской мэрии. Строительный бум начался сразу после принятия решения о проведении Чемпионата мира, но задача разместить 40 тысяч болельщиков всё равно казалась малореальной. Среди японских фанатов, которые весьма озабочены наличием безопасных отелей, даже возник термин «саранская проблема».
Одним из вариантов решения этой проблемы стали поездки «на три дня, без ночёвок». В огромной по территории России ночной поезд — это классический вариант путешествия. Таких маршрутов здесь не меньше, чем авиарейсов. Выехав из Москвы в ночь перед игрой, и потом, попав на ночной поезд после неё, вы спокойно сможете посетить желаемый матч, не останавливаясь в гостинице. В этот раз наличие футбольного билета даже даёт скидку на билет ночного поезда.
В соседних городах, на небольшом расстоянии от проведения матчей, также много футбольных фанатов. Одна крупная туристическая фирма организовала посещение матчей, размещая своих туристов в Пензе, примерно в 100 километрах к югу от Саранска. Также есть специальный автобусный тур, чтобы совершить поездку в оба конца из города, который находится на расстоянии более 350 километров от места соревнований. Поездка занимает шесть часов в одну сторону.