Гуаньча (Китай): Осторожно! США планируют открыть второй фронт в торговой войне

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Согласно китайскому изданию «Гуаньча», США принимают новые меры по контролю над иностранными инвестициями, которые устремляются в госсектор и оборону. Однако в последних законах четко прослеживается их антикитайская направленность. Какие ответные меры предпринимает Поднебесная, что представляет собой инвестиционный климат Китая, как на нем отразилась политика США?

Как было сказано 27 августа на публичной странице «Сякэдао» (ID:xiake_island) китайской социальной сети «Вичат» (WeChat): «Кажется, США полны решимости открыть второй фронт в торговой войне».

23 августа Трамп обсудил «Новый законопроект о контроле над иностранными инвестиционными рисками» с конгрессменами и членами кабинета министров. Данный законопроект станет основанием для ограничений иностранных капиталовложений из соображений государственной безопасности и обяжет Комитет по иностранным инвестициям (CFIUS) подвергать более серьезной проверке иностранные вложения в американские фирмы.

В обновленный вариант законопроекта было внесено много новых пунктов. В том числе увеличился срок проверки, производимой Комитетом по иностранным капиталовложениям: вместо прежних 30 дней, он составил 45, а в особых случаях может быть дополнительно продлен еще на 15. Также стала обязательной подача документов о намерении инвестирования в письменном виде. Так, в случае, если правительство иностранного государства напрямую или через посредника имеет выход на состоятельного гражданина, который хочет инвестировать в некую американскую фирму, стороны должны обменяться заявлениями в письменном виде не позднее, чем за 45 дней до произведения расчета. «Сякэдао» по этому поводу пишет: «Понимать это следует так: если фирма или частное лицо находятся под полным контролем своих государств, то в случае приобретения доли в американском предприятии, обе стороны обязаны обменяться письменными заявлениями».

Как и в прошлом году, прикрываясь соображениями госбезопасности, США всячески препятствует фирмам, получающим деньги из Китая, вкладывать их в американские предприятия. Не сложно усмотреть в новом законопроекте явную антикитайскую направленность.

Хотя на заседании Трамп не связывал законопроект с Китаем, однако сенаторы Том Коттон и Марко Рубио в своих речах прямо упоминали КНР, говоря, что «законопроект станет важным шагом на пути пресечения угроз национальной безопасности со стороны Китая». Вот также их слова: «Абсолютно верно. Сейчас они напрямую скупают наши технологии. Знаете, у них больше не получится ничего себе присвоить, особенно те достижения, которых мы добились в области техники, искусственного интеллекта и квантовых расчетов. Данный законопроект знакомит нас с угрозой, исходящей со стороны КНР, и предотвращает скупку ими наших ключевых технологий, ведь эти технологии нужны нам, чтобы стать самой значимой в мире державой».

Что же такое эта проверка инвестиций на предмет угрозы национальной безопасности? Почему США вдруг взялись за это? Как Китаю реагировать на подобное давление со стороны США? Найти ключ к сложившейся проблеме и преодолеть ее не получится, пока не будут найдены ответы на эти вопросы.

Обоюдоострый меч

Иностранные инвестиции — составляющая международных экономических отношений, они во многом способствуют развитию и интернационализации экономики страны, предприятия которой получают средства от иностранных государств. Однако из-за того, что такие инвестиции могут привести к утечке технологий, монополизации производства и угрозам безопасности страны, все государства установили систему мер по контролю над иностранными капиталовложениями на предмет этих и других рисков.

Такая система мер как раз представляет собой «обоюдоострый меч», ведь ее отсутствие может принести вред национальной безопасности, а ее наличие может негативно сказаться и на международном обороте капитала, и на инвестиционном содействии развитию торговли в целом. Таким образом, поиск баланса между стремлением к открытости внешнему миру и соблюдением интересов национальной безопасности становится отправной точкой для разработок крупными государствами подобных систем контроля.

И все же, проверка иностранных инвестиций — это крайняя мера по регулированию капиталовложений, поступающих из-за рубежа. Обычно органы административного управления не занимаются такого рода проверками. Однако в виду стремления правительства Трампа к протекционизму и политике односторонних действий, страны Европы и Америки ужесточили системы проверок иностранных инвестиций.

Если обратиться к истории, США раньше всех ввели систему проверок иностранных капиталовложений на предмет угрозы национальной безопасности. Этот закон так хорошо вписался в законодательную систему, что был взят за образец многими другими странами. Даже соответствующий закон, действующий в Китае, в некоторых аспектах был заимствован у США.

После окончания Второй мировой войны в США были приняты три основных закона о проверке иностранных инвестиций на наличие угрозы национальной безопасности. В 1988 году был принят «Законопроект 1950 года об оборонной промышленности», который передавал право на проведение проверок и принятие решений Комитету по иностранным инвестициям. Главной причиной принятия данного закона было противостояние Японии, Германии и другим странам, массово начавшим основывать совместные предприятия на территории США. Типичным примером этого стала японская фирма «Фиджитсу», которая в 1987 году хотела купить 80% всех акций компании Fairchild Semiconductor, но, так как данная компания производила компьютерные микросхемы для Министерства обороны США, такая попытка интернационализации предприятия встретила мощный протест со стороны американского правительства.

В 1992 году в США был принята последняя на данный момент поправка к конституции, в которой говорилось о двух случаях, в которых необходимо проводить проверку на предмет угрозы национальной безопасности. Во-первых, если предприятие, в которое направляются инвестиции, государственное или находится под контролем государства. Во-вторых, если совместное предприятие может ограничивать деятельность лиц, занимающихся торговлей между штатами, и, таким образом, представлять собой угрозу национальной безопасности США.

В 2007 году был принят «Закон об иностранных инвестициях и государственной безопасности 2007», в котором Комитету по иностранным инвестициям давалось больше власти при проверке совместных предприятий, понятие национальной безопасности было расширено. Теперь закон касался не только предприятий оборонной промышленности, но также и портов, телекоммуникационных компаний и предприятий нефтяной отрасли. Основной причиной принятия этого закона стала трагедия «9 сентября».

Объективно, не один из этих трех законов не был направлен против Китая, проверке подверглись расположенные в США совместные предприятия таких развитых стран, как Япония, Германия, Англия, случаев же запрета ведения дел на территории США в отношении китайских фирм было всего три.

Логика Соединенных Штатов в этом вопросе предельно проста, они единственная сверхдержава мира, их интересы на мировом рынке превыше других, их валюта — валюта всего мира, и все, кто хочет иметь с ними дело, должны получить от них на это законное право, а если какое-то государство не хочет, то есть и другие страны.

«Причина чувствительности»

Данный законопроект обсуждался в Конгрессе уже не один год, но для принятия серьезных решений все не хватало достаточно веских причин. Сдвинула законопроект с места решительность Трампа, благодаря которой он и был принят.

Бесспорно, для Китая ничего хорошего такой закон не сулит.

Во-первых, потому что написан он в духе нового витка холодной войны. Столкнувшись с тем, что Восток постепенно возвышается вслед за угасанием Запада, правительство Трампа вооружилось лозунгом «превосходство США» и беспричинно объявило Китай своим всесторонним стратегическим соперником. Америка хочет превратить Китай в еще один Советский Союз, объединив против него усилия Запада, и изолировать Китай, мешая его возвышению.

Во-вторых, наделение проверяющих органов новыми полномочиями. Белый дом особенно настаивал на расширении прав Комитета по иностранным инвестициям. И действительно, в соответствии с новым законом у Комитета появился денежный фонд, ежегодные поступления в который с 2019 по 2023 год будут составлять 20 миллионов долларов.

Кроме того, что Комитет был наделен новыми полномочиями, установлены четыре новых вида «подконтрольных торговых операций», а «новые и основополагающие технологии» были включены в понятие «ключевые технологии», определен срок подачи письменных заявлений для совершения межгосударственных транзакций, продлен срок проведения проверки зарубежных инвестиций. Разрешено подавать заявления на проведение капиталовложений в письменном виде, за подачу заявления может взиматься плата. Также определялось, в каких случаях подача заявления не требуется. Предельно чувствителен Комитет к иностранным инвестициям в науку и технику, особенно в те их сферы, которые связаны с военными структурами.

В-третьих, это вновь возросший интерес к проведению такого рода проверок. Такая «аллергическая реакция» американского правительства на китайские инвестиции слишком очевидна. В новом законе прописаны следующие новые требования: министр торговли должен каждые два года (до 2026) предоставлять Конгрессу и Комитету по иностранным инвестициям доклад о непосредственных инвестициях Китая в иностранные предприятия. В докладе должна быть описана общая ситуация, приведен объем инвестиций, код в соответствии с Североамериканской отраслевой классификацией, вид и детали влияния государства на данные случаи капиталовложения. Также в докладе

должна содержаться информация относительно типа китайских инвестиций, аналитические данные по соотнесению данного типа инвестиционных вложений с планом «Сделано в Китае 2025» и подтверждение всех ограничений инвестирования.

В-четвертых, тенденция к «контролируемой интернационализации», в рамках которой Соединенные Штаты становятся единственной сверхдержавой, контролирующей глобальные процессы. В области проверки угроз национальной безопасности, территориальный принцип был заменен на принцип скорейшего достижения цели, а целью было создание на территории США совместных предприятий, попытка контролировать которые и привела к изменениям в системе проверок. Кроме того, новый законопроект предусматривает обмен информацией с союзниками в усиленном режиме. Исходя из соображений национальной безопасности и соблюдения государственной тайны, Комитет по иностранным инвестициям увеличивает темпы информирования правительств США, их союзников и партнеров. 

Как противостоять

Без всяких сомнений, в этой инвестиционной войне США планируют открыть «второй фронт» на китайском направлении, а защитой национальных интересов Америка прикрывает старый добрый протекционизм. И каким же образом должен действовать Китай в сложившейся ситуации?

Ответ прост, и заключается он в уже сработавшей однажды стратегии: углубить реформы, увеличить степень открытости.

В своей речи на Боаоском азиатском форуме в 2018, Си Цзиньпин заявил, что экономическая глобализация — явление неизбежное и необратимое, поэтому Китай продолжит придерживаться государственной политики открытости внешнему миру. Открывшись миру, Китай уже не опустит железный занавес, а продолжит наращивать контакты с мировым сообществом. По поводу вопроса об инвестициях на том же форуме председатель КНР пообещал расширить доступ на китайский рынок и улучшить инвестиционный климат.

В этом году в Китае был издан новый перечень негативных инвестиций, согласно которому число запрещенных инвестиций снизилось на 24%. Тем самым Китай упростил приобретение долей в сфере услуг и в финансовой сфере. Иностранное участие в производстве, например, в автомобильной промышленности, довольно ограничено. В первой половине нынешнего года статистические данные по иностранным инвестициям демонстрируют неплохие результаты. Из-за рубежа поступило 68 миллиардов 320 миллионов долларов, рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 4,1%, а общий объем американских инвестиций в Китае возрос на 29,1%.

Нельзя отрицать и то, что под национальной безопасностью подразумевают, прежде всего, экономическую безопасность. Проведение обычных проверок еще можно понять, но злоупотребление такими серьезными мероприятиями может привести к нарушению мирового экономического порядка, в таком случае убытки понесут и инвестирующая, и принимающая инвестиции сторона, пошатнется доверие между странами в торговых делах.

На совещании, посвященному пятилетию работ над проектом «Один пояс — один путь», председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что участие в рамках программы «Один пояс — один путь» представляет собой экономическую инициативу, нацеленную на укрепление сотрудничества, а не заключение геополитических или военных союзов; это процесс открытия Китая, а не создания закрытого кружка его друзей; эта инициатива не делит страны по идеологическому принципу. В проекте может принять участие любая страна, Китай рад всем.

Вот какого мнения придерживается Китай в отношении иностранных инвестиций.

Обсудить
Рекомендуем