В США ее называют «Обнаженной Афиной» (Naked Athena). Молодая женщина, на которой были лишь маска и головной убор, решительно, но при этом мягко нарушила обычный порядок столкновений в Портленде (штат Орегон), когда с одной стороны стоят протестующие участники движения Black Lives Matter, а с другой — полицейские, и повсюду царит атмосфера гражданской войны.
Между ними оказалась богиня борьбы и мудрости. Принимая позы из балета и йоги, она заставила на время отступить спецназ, выведенный на улицы по приказу президента, но против воли городских властей.
Эта мысль пришла ей в голову совершенно спонтанно, рассказала женщина, назвавшаяся именем Джен (Jen), в подкасте. Она восприняла действия полицейских как провокацию, потому что они стояли стройными рядами, «подобно воинам». Своей акцией она хотела сказать: «Здесь никто не вооружен. Выложите все из карманов, снимите одежду — здесь ни у кого нет оружия». По ее словам, она хотела показать полицейским, «в кого они стреляют» — в невинных людей.
А кто может продемонстрировать невинность так просто, трогательно и неотразимо, как молодая женщина? Даже если ее длинные волнистые светлые волосы и не видны, воображение непроизвольно дорисовывает их. На этом мрачном фоне на первый план вышла Ева — или Венера кисти Боттичелли, западный символ ранимости, объект поклонения, олицетворение райского природного состояния и всего самого прекрасного, что только может олицетворять собой взрослый человек.
В ряду парадоксальных демаршей, являющихся частью культуры демонстраций, так же как шутка — часть подсознания, это можно назвать просто невиданным прогрессом. Четыре года назад некая молодая темнокожая женщина в развевающемся длинном летнем платье — еще без маски от коронавируса — спокойно и уверенно вышла против воинственно настроенных мужчин-полицейских в черной форме. Полицейские были, конечно, вооружены, на них были шлемы, они держали перед собой плексигласовые щиты. Женщина же — невесома, изящна и похожа на маленькую девочку. Она тоже олицетворяла собой моральное превосходство и именно благодаря своей беззащитности была неприкосновенна.
В ходе протестов против саммита G20 в Гамбурге одна девушка в ярко-красных леггинсах и голубой футболке залезла на полицейский бронеавтомобиль, и полицейским пришлось сгонять ее оттуда при помощи слезоточивого газа.
За последние месяцы в США неоднократно возникали ситуации, когда белые женщины создавали «живые цепи», разделяя полицейских и демонстрантов. Так они противостояли произволу и насилию.
Сейчас идет дискуссия о том, уместно ли демонстрировать обнаженное белое тело в ходе протестов против расизма, или же это лишь отвлекает внимание от тех, кому приходится терпеть несправедливость, и приковывает его к людям, которые в силу цвета своей кожи не являются жертвами.
Джен, очевидно, не задумывалась над такого рода вещами, и импульс, двигавший ей, перевесил рефлексию. Кроме того, по ее собственному признанию, для нее как работницы «секс-индустрии» нагота в любом случае не является чем-то необычным.
Кстати, в США это тоже является дополнительной провокацией со стороны невинности — и еще одним примечательным моментом в общей картине. Между тем друзья называют ее «слегка цветной» (light colored), то есть как бы «не совсем белой».
Так или иначе, в «борьбе изображений» фотография сидящей Афины, словно олицетворяющей картину Гюстава Курбе «Происхождение мира» и противостоящей насилию со стороны государства, стала поистине судьбоносной победой.