Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Противостояние вокруг «Северного потока — 2» снова взвинтило цены на газ. Стремительный рост стоимости на энергоносители наносит мощный удар по украинской экономике, пишет «Дело». Одним предприятиям приходится существенно повышать расценки на свои продукты и услуги, другие уже закрываются из-за нерентабельности.
Противостояние вокруг «Северного потока — 2» снова взвинтило цены на газ до 1769 долларов за тысячу кубометров и усилило газовый кризис в Европе. Стремительный рост цен на энергоносители наносит мощный удар по украинской экономике: одним предприятиям приходится существенно повышать цены на свои продукты и услуги, другие уже закрываются из-за нерентабельности.
16 декабря цены на газ в Европе достигли нового пика в 1769 долларов за тысячу кубометров. Новый скачок цен произошел 14 декабря после заявления министра иностранных дел Германии Анналены Бербок о том, что ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» пока невозможен, так как он не соответствует европейским правилам.
Противостояние вокруг скандального газопровода усилилось и в связи с заявлением вице-канцлера Германии Роберта Хабека о том, что строительство газопровода «Северный поток — 2» было ошибкой с геополитической точки зрения.
На увеличение стоимости газа продолжает влиять возросшая напряженность в отношениях России с другими государствами, которая усиливает опасения по поставкам энергоносителя в Европейский союз, резко сократившимся в последние месяцы. Учитывая, что предыдущее газовое ценовое ралли было обусловлено желанием России запустить «Северный поток — 2», в ближайшее время мы вряд ли сможем ожидать существенного снижения цен на газ.
Украинские бытовые потребители и бюджетные организации пока никоим образом не ощущают изменений на европейском газовом рынке, поскольку получают газ от «Нафтогаза» по льготной цене 7,9 гривны за кубометр. И такая ситуация, согласно решению правительства, должна оставаться до конца апреля 2022 года. Хотя и это уже под вопросом: на днях глава «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что НАК не сможет долго обеспечивать низкие цены на газ для населения при текущей рыночной цене в пять раз выше. А вот украинскому бизнесу придется заплатить за энергоносители сполна — по цене 40 гривен за кубометр.
В настоящее время цена на газ на Украинской энергетической бирже составляет 46 тысяч гривен за тысячу кубометров. Это не может не сказаться на рентабельности украинских предприятий, как тех, которые используют газ в качестве основного технологического сырья (химическая промышленность, аграрная отрасль, производство стройматериалов, теплокоммунэнерго), так и малого бизнеса из сферы образования или медицины.
Елена Орлова, соучредительница сети частных детских садов Happy Time, в декабре получила платежку за отопление в одном из своих детсадов в размере 121 тысячи гривен. В ноябре прошлого года она заплатила за отопление 49,7 тысячи гривен. В ее сети шесть детсадов в Одессе и один в Киеве. Бизнес белый, сеть имеет лицензию и платит все налоги. По словам Елены, сети Happy Time удалось пережить локдаун 2020 года, однако есть риск, что компания не переживет зиму 2021-2022 годов из-за нереально высоких тарифов. Коллеги Елены уже массово закрываются.
«Цены растут не только на коммуналку. Поднимается и арендная плата, и стоимость наших закупок. Цены на мясо увеличились в два раза. Мы как могли минимизировали расходы, решили повысить плату на тысячу гривен, но родители не готовы были платить больше и расторгают договоры», — говорит Орлова.
По ее словам, некоторые из ее коллег решили перейти на альтернативные источники отопления, например, установив электрокотел. Однако площадь частного детсада составляет 1 — 3,5 тысячи квадратных метров, поэтому поставить в таком помещении электрокотел не всегда получается. Кроме того, он может стоить до 100 тысяч евро, а при повышении цены на электричество это тоже не решит проблему.
«При чеке в 500 долларов себестоимость доходит до 570 долларов. Мы тянули последний убыточный сад три года, но в итоге все равно закрыли его. Сейчас хотим выйти в ноль. О заработке вообще не идет речь, родители не готовы принимать наше поднятие цен. Чтобы окупить платежки в 120 тысяч гривен, нужно отдать все, что мы зарабатываем с укомплектованного садика. Там нет зарплат и аренды, все, что заработаем, придется отдать за коммуналку. Это печально», — говорит Орлова.
Она намерена обращаться к властям, чтобы им как социальному образовательному бизнесу дали налоговые льготы или же льготы на отопление. В противном случае сеть детских садов, где воспитываются 700 детей, может закрыться, а детей вряд ли получится устроить в перегруженные государственные детсады.
Вадим Шекман, главный операционный директор сети частных клиник «Добробут», отмечает, что повышение цен на газ коснется всех. «Расходы на свет и тепло выросли в 3-4 раза, понятно, что это влияет на нашу маржинальность. Мы стараемся улучшить, где можем, использование ресурсов, но это ведет к инфляции. Это не может не отразиться на остальных товарах и косвенным образом на наших ценах тоже», — говорит он.
«Мне пришлось закрыть свой бизнес в Чернигове», — рассказывает частный предприниматель Алла Хлопина, у которой была своя ветеринарная аптека. В разгар энергетического кризиса местная власть резко подняла тарифы на газ и электроэнергию для юрлиц, как и аренду земли у города.
«За свет пришла платежка по 4,6 гривны за киловатт, а за газ — больше 40 гривен за кубометр. Плюс аренда земли. Здание, в котором была ветеринарная аптека, принадлежит мне, а вот землю приходилось арендовать почти за 5 тысяч гривен. Добавив сюда зарплату бухгалтеру и заведующей аптекой (о своей я уже не говорю), я вышла в минус. Ничего другого не оставалось, как закрыть аптеку и ликвидировать ФЛП», — рассказала Алла.
Промышленность умрет, а кризис коснется каждого украинца
В зоне риска также промышленные потребители природного газа и электрической энергии. Больше всего от роста цен на газ уже сегодня страдают химическая промышленность и производители удобрений: многие предприятия отказываются от подписанных контрактов, поскольку понимают, что цена на энергоносители запредельная и они не продадут свою продукцию ни на украинском рынке, ни на внешнем, поскольку эта продукция будет неконкурентоспособной.
«Большинство предприятий работает, но не на полную мощность. Часть стоит, в том числе и самые крупные предприятия. И это при том, что сейчас рекордные цены на удобрения. Такие страны, как Индия и Пакистан, закупают огромное количество карбамида, однако им не удается это сделать, так как нет поставщиков. Выросли цены и на другие виды удобрений. Таким образом даже при хорошей рыночной конъюнктуре приходится останавливать предприятия из-за высокой цены на газ», — отмечает эксперт в сфере энергетики Геннадий Кобаль.
При дальнейшем росте цен на газ промышленность вовсе рискует умереть, прогнозирует энергетический эксперт Валентин Землянский. «Промышленность умрет. Я не шучу. Влияние цен на энергоносители на ситуацию в бизнесе — это инерционный процесс. Бизнес закроется не сразу, это будет происходить поэтапно. Начало будет в марте 2022-го, пик увидим к маю — июню. Самое страшное, что никто ничего не делает для поддержки бизнеса. Не с точки зрения цен на газ, а с точки зрения льготного кредитования, чтобы бизнес не потерял внешние рынки. Для тех немногих компаний, которые сейчас присутствуют на внешних рынках, цены на энергоносители зашкаливают», — говорит Землянский.
Кроме химпрома под ударом оказались также аграрная, пищевая и цементная промышленность. Аграрные предприятия, чтобы избежать катастрофических экономических последствий от высоких цен на энергоносители, активно пытаются перейти с природного газа на другие виды топлива.
«Электричество тоже подорожало, и аграрии рассматривают более дешевую альтернативу в виде сжиженного газа, LPG, дизеля или мазута. Мы видим сокращение потребления природного газа в Украине за последние два месяца. Когда в октябре поднялись цены, в ноябре и декабре потребление газа сильно упало», — отмечает эксперт.
Например, в декабре 2020 года Украина потребляла в сутки 150 миллионов кубометров газа, а в этом году 115 миллионов кубометров. То есть потребление газа в декабре этого года снизилось на 25-30%.
«Чтобы предприятиям перейти на другой вид топлива, им нужны инвестиции и время. У кого-то это получается сделать быстрее. Компании, которые обеспечивают этот переход, сейчас полностью загружены», — рассказывает эксперт.
На Украине экспортно ориентированная сырьевая модель экономики, поэтому, если цены и дальше будут держаться на таком уровне, произойдет сильный удар по ВВП, а инфляция продолжит расти и в этом году, и в следующем, подчеркивает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Подорожал не только газ. Выросли в цене топливо, газ, электроэнергия, металл, цемент, продукты питания. Украинцы уже давно живут в условиях повышенной инфляции, и в этом году она тоже будет высокой. Но такая ситуация не только на Украине. В США сейчас самая высокая инфляция за последние 39 лет. Также высокая инфляция в странах Европы и Азии. Весь мир сейчас живет в условиях особой инфляции, и Украина — не исключение», — говорит Геннадий Кобаль.
А потому рост цен на газ отразится на всех отраслях экономики, поскольку все они потребляют либо газ, либо электроэнергию. «Не останется ни одной отрасли, которую не затронет эта история, — говорит энергетический эксперт Валентин Землянский. — Простой украинец уже ощущает это по ценам на продукты в магазине».