Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ВМС США "ужались" до самых скромных размеров со времен Первой мировой войны, пишет TNI. Поддерживать имеющийся флот удается с трудом. А строить новые корабли негде и некому. И нехватка кадров на производстве столь же велика, как в рядах ВМС — если не хуже.
Питер Сучу (Peter Suciu)
ВМС США столкнулись с обширными проблемами, включая нехватку моряков и верфей. Набор и удержание кадров заметно осложнились, что, в свою очередь, осложняет выполнение текущих задач и подрывает безопасность.
Есть и другие трудности: судостроительный потенциал ВМС также пришел в упадок— в активе остались считанные верфи. Ситуация усугубляется ростом затрат, нехваткой материалов и кадровым голодом.
Что же дальше? США с большим трудом поддерживают имеющийся флот, и без решения этих логистических проблем создание достаточных военно-морских сил представляется маловероятным.
Проблема не только в кораблях — ВМС США нужны верфи и моряки
Уже почти десять лет назад, в преддверии президентских выборов 2016 года, несколько кандидатов от Республиканской партии отметили, что ВМС США “ужались” до самых скромных размеров со времен Первой мировой войны. С тех пор ситуация не улучшилась, и в сочетании с хроническим недобором кадров возникли новые сомнения в способности поддерживать эксплуатационные стандарты и должный уровень безопасности — особенно на этапе, когда Вашингтон пытается помочь предотвратить эскалацию войны в Газе, одновременно стремясь сдержать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе.
Кроме того, российские военные корабли за последнее время неоднократно заходили в порты Кубы и Венесуэлы. Сказать, что ВМС США истощены, — не сказать ничего.
Дефицит личного состава
ВМС США, как и армия, и военно-воздушные силы страны, в последние годы хронически недовыполняют кадровый план. Проблема приобрела настолько серьезный оборот, что военные даже смягчили требования к образованию новобранцев. Так, ВМС США перестали требовать диплом об окончании средней школы, а в прошлом году разрешили новобранцам в двух дивизиях “ограниченный доступ” к мобильным устройствам в определенные периоды обучения и подготовки “для повышения морального духа”.
ВМС США поставили в 2023 году цель набрать 37 700 человек, однако получили всего 31 834. В 2024 году ВМС США подняли планку до 40 600 человек, поскольку намерены достичь общей численности в 337 800 человек. Ранее в этом году Счетная палата США предупредила, что ВМС США вынужденно сократили численность действующих экипажей ниже уровня, необходимого для безопасной эксплуатации, в результате чего несчастные случаи участились. Группа наблюдателей обнаружила, что корабли ВМС США выходят в море всего с 84% положенного экипажа.
При этом трудности возникли не только с пополнением рядов, но и с удержанием действующих военнослужащих.
В июне было объявлено, что ВМС США смягчают правила физической подготовки для ряда категорий действующих военнослужащих. Хотя особенно расслабляться морякам все же не стоит, Главное управление личного состава ВМС позволит тем, кто не прошел две проверки физической подготовки подряд, продолжить службу и попробовать себя еще раз с согласия командира.
“Но неясно, достаточно ли этих мер для решения проблемы”, — предупредила президент и геополитический аналитик компании Scarab Rising Ирина Цукерман.
“Текущих цифр едва хватает для поддержания действующего флота, а он самый малочисленный со времен Первой мировой войны, — объяснила она The National Interest. — ВМС США еле набирают личный состав, а найти профессионалов на узкоспециализированные суда, особенно атомные авианосцы, — задача посложнее. Без возвращения в том или ином виде призыва на воинскую службу пополнить редеющие ряды не удастся”.
Еще одна проблема — строительство будущего флота
Еще одна проблема, с которой на данном этапе столкнулись ВМС США, заключается в том, что для строительства и обслуживания большого флота стране элементарно не хватает верфей — причем ситуация наверняка ухудшится, прежде чем начнет выправляться.
“Меня это тревожит, — признался военно-морской аналитик Бюджетного управления Конгресса Эрик Лабс агентству Ассошиэйтед Прессв начале месяца, добавив, что военное судостроение находится в ужасном состоянии. — Я не вижу быстрого и простого способа решить эту проблему. Нам потребовалось много времени, чтобы просто осознать ее масштаб”.
Когда-то в США насчитывалось с дюжину верфей, но теперь их осталось наперечет. Даже до пандемии отрасль испытывала трудности и продолжает страдать.
“Что касается общих проблем области, то 95% поставщиков столкнулись с трудностями из-за роста расходов в силу инфляции, а 79% — с ростом стоимости сырья как минимум на 7%, — пояснила Цукерман. — Более девяти десятых (91%) опрошенных поставщиков заявили, что столкнулись с трудностями с доставкой материалов и их недоступностью, тогда как 76% заявили, что напрямую пострадали от задержек с изготовлением и доставкой готовой продукции”.
Нехватка моряков — лишь одна из невзгод
Нехватка моряков — лишь одна из проблем. Даже если бы США внезапно открыли дополнительные мощности для строительства и обслуживания флота, то все равно не хватило бы квалифицированных рабочих рук. Нехватка кадров на производстве столь же велика, как и в рядах ВМС — если не хуже. Иными словами, не хватает людей не только для управления кораблями, но даже для их постройки.
“Нехватка рабочей силы также остается серьезной проблемой, поскольку 85% компаний жалуются на трудности с наймом, обучением и удержанием сотрудников, — добавила Цукерман. — Более того, 32% заявили, что кадровые проблемы мешают им своевременно выполнять контракты. Поэтому, если логистические проблемы решить не удастся, надежда на создание достаточно большого флота первоклассных атомных авианосцев едва ли осуществится”.
Вооруженные силы США в ответ на кадровый голод предложили новобранцам бонусы и другие финансовые стимулы, а действующим военнослужащим — возможность продлить контракт. Судостроительная промышленность также повысила зарплаты, но это лишь откладывает основополагающие проблемы, с которых все началось, в долгий ящик, ничего не решая по существу. Окончательное же урегулирование потребует десятилетий — вопрос лишь в том, продержатся ли ВМС США так долго.
Питер Сучу — писатель из Мичигана. За двадцатилетнюю карьеру в журналистике опубликовал свыше 3 200 статей для четырех десятков журналов, газет и сайтов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных отношениях. Также публиковался в Forbes и Clearance Jobs